Елена Телешова
Развитие речи дошкольников в играх
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников в играх.
Дефицит общения приводит к речевым дефектам, из-за которых возникают трудности в школе. Это:
• односложность и примитивность фраз;
• скудность индивидуального словаря;
• слабое оперирование литературными словами и выражениями;
• предпочтительное употребление сленговых фраз;
• затруднение при пересказе прочитанных, услышанных историй;
• слабая эмоциональность, неспособность к правильной смене интонаций;
• проблемы с дикцией.
Публикация «Развитие речи дошкольников в играх» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Речевые игры и упражнения для детей – увлекательный и действенный способ формирования грамотной и выразительной речи, обогащения словаря, выработки четкого, интонационно верного, эмоционально заполненного произношения. Занятия не требуют подготовки и наличия игрового материала, играть можно как в детсадовской группе, так и при семейной автомобильной поездке или при отдыхе в вечернее время, а также при отдыхе на даче.
Предлагаю вам поиграть в эти игры вместе с детьми!
«Пчелы и комары»
Предложите ребенку представить, что вы пошли на прогулку в лес. «Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят : «З-З-З-З!». Спросите у ребенка: «Как звенят комары?». Ребенок отвечает: «3-3-3-3-3!». «Давай отгоним комаров ветками и пойдем дальше на полянку. А там много красивых цветов. Пчелы летают, мед собирают и жужжат: «Ж-Ж-Ж-Ж!» Как пчелы жужжат?». Ребенок отвечает: «Ж-Ж-Ж-Ж!».
«Закончи фразу»
Попросите завершить фразу:
• кисель густой, а чай… (жидкий);
• вишня крупная, а черника… (мелкая);
• тропа узкая, а дорога… (широкая);
• сегодня хлеб свежий, завтра станет… (черствый);
• лужа мелкая, а река… (глубокая);
• камень твердый, а пух… (мягкий);
• на рынке картошка сырая, а в кастрюле… (вареная);
• сегодня погода дождливая, завтра будет… (солнечная).
«Выбери правильный вариант»
Начните предложение, предложите ребенку на выбор три слова. Он должен выбрать подходящее по значению:
• осенний ветер… (слабый, холодный, сухой);
• пес живет в… (гнезде, норе, конуре);
• дедушка пошел по грибы с… (корзиной, сумкой, пакетом);
• паровоз движется по… (дороге, реке, рельсам);
• на лугу много… (белых, красных, синих) ромашек.
«Назови ласково»
Произнесите фразу, которую нужно превратить в уменьшительно-ласкательную: цветок алый, а цветочек… аленький. Аналогично:
• лимон желтый – лимончик желтенький;
• кот пушистый – котик пушистенький;
• стул низкий – стульчик низенький;
• молоко теплое – молочко тепленькое;
• морковь сладкая – морковка сладенькая;
• ваза синяя – вазочка синенькая;
• конфета вкусная – конфетка вкусненькая;
• кукла красивая – куколка красивенькая;
• заяц серый – зайчик серенький.
«Закончи стихотворение»
Предложите ребенку прослушать стихотворные строчки, а последнее слово не называйте. Ребенок должен по рифме догадаться, какое слово пропущено.
Для начинки на пирог
Приготовили….(творог)
В тулуп и валенки одет,
Шел на охоту старый… (дед)
Я знаю точно адрес наш,
И свой поъезд, и свой. (этаж)
Как ни старался, я не мог
Доесть с капустою (пирог)
На кусок моей колбаски
Мурка хитро щурит (глазки)
Нам казалось очень просто
Переплыть на этот… (остров)
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился (горох)
Круглолица, белолица,
Любит вдоволь пить водицу.
У нее листочки с хрустом.
А зовут ее (капуста)
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые (огурцы)
Он из тыквенной родни,
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем… (кабачок)
«Похоже - не похоже»
Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак-бак-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Мак-бак-веник-рак
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка-сетка
Каток-дом-моток-поток
«Найди ошибку»
«Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
1. Зимой в саду расцвели яблоки.
2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
3. В ответ я киваю ему рукой.
4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
5. Скоро удалось мне на машине.
6. Мальчик стеклом разбил мяч.
7. После грибов будут дожди.
8. Весной луга затопили реку.
9. Снег засыпало пышным лесом
10. Мама ставит вазу с цветами в стол.
11. Когда хотят что-то купить теряют деньги.
12. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
13. В полу лежит красивый ковер.
Помните, что ребенок должен получать радость и удовлетворение от занятий. Не забудьте похвалить малыша за старание.
Успехов вам и вашим детям!