Прилепко Евгения Александровна
Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Прилепко Е. А.
Тема слайд-1
Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ
Родной язык играет большую роль в развитии ребенка и определяет становление его личности.
Основа развития речи и её сторон : лингвистики, фонетики, грамматики, у детей закладывается до 7 лет, являясь важнейшим средством человеческого общения. Речь всегда рассматривается в контексте с развитием мышления, воображения, памяти, эмоций и других психических процессах.
Публикация «Развитие речи дошкольников в ходе игровых обучающих ситуаций в ДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
Слайд 2
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка.
Основные задачи в этой области:
- воспитывать звуковой культуры речи,
- обогащать и активизировать словаря,
- формировать грамматический строй речи,
- обучать связной речи.
Описание слайда2
Поставленные задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
Основным в усвоении является создание оптимальных педагогических условий для развития языковых способностей детей. В связи с этим повышается работа над словом как основной единицей языка и определение круга языковых явлений, с которыми можно знакомить детей дошкольного возраста.
Так, словарная работа включает систематическое ознакомление детей с многозначными словами, семантическими отношениями между ними, а также развитие точности при употреблении синонимов и антонимов.
В становлении грамматического строя речи важной является задача формирования языковых обобщений, что даёт возможность развития широкой ориентировки в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитания «чувства языка» и внимательного отношения к грамматическим явлениям языка.
В развитии связной монологической речи на первый план выступает формирование у детей представлений о структуре разных типов высказывания (описаний, повествований, рассуждений) и способах связей между предложениями и частями текста.
Важной составной частью речевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого и психического развития. Умение рассказывать, сочинять, творить помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Учить ребёнка рассказывать, создавать собственные речевые высказывания – значит формировать его связную речь. Эта задача как составная входит в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Слайд-3-актуальност
Описание к слайду 3
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в современном обществе. Поэтому формирование культурной, грамотной речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования делается акцент не только на формировании грамотной речи детей, но и на формировании у них навыков конструктивного общения с окружающими взрослыми и сверстниками.
Кроме того, введение в действие стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.
•
Слайд 4 Форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
Описание к слайду 4
В современном образовательном процессе дошкольной образовательной организации игровые обучающие ситуации являются своего рода альтернативой речевых занятий, которые решают разнообразные задачи речевого развития.
Слайд 5
Цель игровой обучающей ситуации -не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
исходя из цели обучающей ситуации определены задачи :
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Слайд 6 Методические требования к организации игровой обучающей ситуации :
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр. ;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Слайд 7 Принципы:
- Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности.
-принцип адекватности используемого предметного содержания.
-принцип интерактивности.
Описание к слайду 7.
1. Игровая ситуация не самоценна при построении обучающего процесса, она способ организации деятельности детей на занятии. В этой связи необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась «под материал, а не предметный материал под ситуацию.
2. Второй принцип следует из предыдущего, игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, их усвоение в процессе игры: освоение деятельности, соответствующей сути изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий «на тему материала».
3. Соблюдение третьего принципа необходимо с точки зрения современных подходов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой обучающей ситуации необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом с учетом выполняемой роли.
Слайд 8
Условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям можно отнести:
- обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
- привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т. д.);
- активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
«Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно игровой деятельности.
Описание к слайду 8
Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению, как между собой, так и с окружающими взрослыми. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения.
Слайд 9 Существует четыре вида игровых обучающих ситуаций :
: ситуации-иллюстрации,
ситуации упражнения,
ситуации-проблемы,
ситуации-оценки.
Описание к слайду 9
В игровых ситуациях-иллюстрациях взрослыми
разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Мы используем иллюстрации с темами животных (домашних и диких, с детенышами, ситуации с детьми (дома, в детском саду, на природе) и другие.
Наряду с ситуациями-иллюстрациями успешно используются в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций начинать со средней группы.
Темы хорошо прорабатываются в дидактических играх.
Участие старших дошкольников в игровых ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
"
В подготовительной к школе группе рекомендуется начинать использовать игровые ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать обосновать решение, оценить его.
Все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.
Слайд 10
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения, который может включать :
разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации.
Описание к слайду 10
Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, картин).
Именно в этих видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно ребенка темы, а также при необходимости уходить от неприятных ситуаций.
Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать конкретный языковой материал, специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности. Таким образом, те специальные речевые занятия, которые решали задачи языкового развития, должны преобразовываться так, чтобы одновременно и параллельно можно было решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.
Для современного педагога ключевое значение имеет то, что в сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию.
11слайд-формы
Игровые обучающие ситуации (ИОС) – одна из эффективных форм совместной деятельности взрослых и детей.
Навыки игрового общения, речевые умения, которые дети будут приобретать в ИОС, помогут им свободно употребить их и в самостоятельной деятельности.
Это даёт,
во-первых, обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
во-вторых, привлечение внимания детей к содержанию деятельности и их взаимоотношениям (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т. д.);
в-третьих, активную позицию ребёнка в деятельности, прежде всего в совместной.
Слайд 12
Николаева С. Н выделяет несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи:
1. Игровые обучающие ситуации с игрушками - аналогами. Аналоги - это игрушки, которые изображают объекты. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т. е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Их роль увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.
3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, музеи, фермы, экскурсии, поездки, походы. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания. В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д.
Описание к слайду 12
Все ИОС требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.
Игровая обучающая ситуация (ИОС) в условиях реализации ФГОС ДО выступает как форма НОД с чередованием видов детской деятельности, с физкультминуткой, с переключением внимания, с шуткой-прибауткой, с игрой, с соревновательным моментом, с кооперацией, с наглядностью, с метафорами и аналогиями, с опорой на спонтанный опыт ребенка, с познавательным интересом, с удивлением.
14 слайд-вывод Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи : обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи
Описание к слайду 14
ВЫВОД :Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать поставленные задачи. Внедрение игровых обучающих ситуаций в развитие речи детей должно носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда педагог может достигнуть хороших результатов.