Наталья Ларичева
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по образовательной области «Развитие речи»
для детей подготовительной группы
на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Пересказ рассказа В, Сухомлинского „Яблоко и рассвет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко, яблоня. Сказки, стихи, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Подготовила воспитатель : Ларичева Н. С.
Цель: Развивать речевую активность детей, посредством пересказа по опорным картинкам.
Задачи:
- Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.
- Обогащать словарный запас детей антонимами.
- Закрепить правильное название детенышей животного, жилища животного, насекомого, птиц, рыб, повторение домашнего адреса.
- Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- Продолжать развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.
-Совершенствовать фонематический слух: нахождение слова из определенных звуков.
- Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
Материалы: текст рассказа, письмо в конверте, конверты с заданием, презентация с опорными картинками, ноутбук, сундук, азбука.
Предварительная работа: беседы о пользе фруктов; природные явления; словарная работа; составление предложений; составление плана рассказа.
Ход организованной деятельности
Дети входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Как прекрасен этот мир! Птицы и растения, животные, природа – все радует нас. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга такими словами:
Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!
Молодцы, ребята. Садитесь на свои стульчики.
Воспитатель: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку, чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но её похитил Карабас - Барабас. Он спрятал её в сундуке и запер на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил».
Воспитатель: В конверте лежат и задания от Карабаса - Барабаса. Ребята давайте поможем Буратино. Я думаю, что вместе мы справимся с заданиями Карабаса- Барабаса. Но для этого нам с вами нужно отправиться в волшебную страну Грамматика. Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и умения, закроем глаза, и повторим все вместе:
«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди!»
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Барабаса.
Садятся на стулья.
Воспитатель: У нас три конверта с заданиями.
Конверт №1 «Слово»
Вы знаете уже много слов.
Воспитатель: Как можно одним словом назвать следующие слова
Мячик, кукла, кубики, зайчик, машинка (игрушки)
Дуб, береза, ясень, осина, бук (деревья)
Ромашка, роза, василек, колокольчик (цветы)
Ворона, ласточка, дятел, сова (птицы)
Лось, олень, кабан, лиса, волк (дикие животные)
Корова, овца, коза, лошадь, свинья (домашние животные)
Кофта, плащ, шапка, шарф (одежда)
Тарелка, чашка, бокал, кастрюля, блюдце (посуда)
Конверт №2 «Назови правильно детеныша животного»
У свиньи…у коровы…у белки…у лося…у волка…и т. д.
Конверт №3 "Говори наоборот"
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением.
Горячий-…. холодный
Кислый-…сладкий
Толстый-…. тонкий
Пол-…потолок
Длинный-…. короткий
Белый-…чёрный
Высоко-…. низко
Далеко-…. Близко
Конверт №4. Игра «Кто где живёт?»
Муравей – в муравейнике,
птичка – в гнезде,
медведь – в берлоге,
акула – в море,
щука – в реке,
пчёлы – в улье,
лиса – в норе,
белка – в дупле,
волк - в логове,
бобр – в хатке, на плотине,
собака – в конуре,
курица – в курятнике,
овца – в овчарне,
конь – в конюшне.
Воспитатель: «А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?»
Заслушивают ответы 3 - 4 детей.
Воспитатель: Думаю вы немного устали и нужно отдохнуть. А поможет нам в этом небольшая физкультминутка.
Вот так яблоко! (встали)
Оно - (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на поясе)
Руки протяните, (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите. (руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать. (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
Быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (встали)
Оно - (руки в стороны)
Соку сладкого полно. (руки на поясе)
Воспитатель: Молодцы! С заданиями Карабаса- Барабаса мы справляемся не плохо. Осталось последнее и наверное самое сложное.
Конверт №5 Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
Нужно прослушать рассказ В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»;
Пересказать его.
Сегодня я прочитаю вам рассказ, который называется «Яблоко и рассвет». Написал его директор школы, педагог Василий Александрович Сухомлинский. Этот человек не только был прекрасным педагогом, но и известным писателем. И сейчас я хочу вас познакомить с этим рассказом.
Чтение рассказа.
Объяснение фразеологических оборотов «Обьяснялки»
не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался
когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)
не мог одолеть – не мог победить, побороть
когда так говорят? ( когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)
собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать
когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)
дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)
Беседа по вопросам:
Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша)
Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)
Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)
Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)
Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился)
Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)
Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)
Воспитатель: Я еще раз прочитаю рассказ, а вы внимательно его послушайте, а затем составим пересказ.
Пересказ по опорным картинкам.
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа). И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик). Правильно мы его расколдовали.
- Сейчас откроем сундучок.
- Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Открываем ключиком сундучок, находим книгу. Мы со всеми заданиями справились, нашли нашу азбуку, нужно произнести волшебные слова, чтобы снова оказаться в нашем родном садике:
«Раз,два,три, в группу нашу нас веди!»
Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?
Молодцы ребята!