Галина Гуро
Развитие речи детей во второй младшей группе через дидактические игры
▼ Скачать +Заказ
Развитие речи детей во второй младшей группе через дидактические игры
Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Публикация «Развитие речи детей во второй младшей группе через дидактические игры» размещена в разделах
Младший дошкольный возраст (3-4 года) –наиболее подходящий период для развития речи детей. Именно в этот период значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается запас активного словаря. Дети правильно называют предметы, которые их окружают : игрушки, посуду, одежду, мебель. Чаще начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Улучшается произносительная сторона речи. Однако имеют место и нарушения: некоторые дети говорят не очень отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Наиболее характерными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Дети овладевают фразовой речью, таким образом их речевые высказывания удлиняются и усложняются, превращаясь в рассказы. Ребенок может пересказать небольшую сказку, которая является для него любимой. В данный период речь детей однотипна : все глаголы они произносят в настоящем времени; предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом –сказуемое, затем – дополнение.
Главные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста установлены ФГОС ДО. В программе «От рождения до школы» указаны следующие основные задачи:
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.
3. Формирование словаря.
4. Воспитание звуковой культуры речи и фонематического слуха.
5. Практическое овладение воспитанниками нормами речи
Основные направления педагогической работы :
1. Расширение словарного запаса детей.
2. Развитие звуковой культуры речи.
3Развитие фонематического слуха.
4. Развитие грамматического строя речи.
5. Развитие связной речи (монологической и диалогической).
В ведущих методических пособиях говорится, что игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте является основополагающей в развитии речи детей.
Дидактическая игра содержит два начала: непосредственно образовательная деятельность (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель как учит так и участвует сам в игре вместе с детьми, малыши при этом учатся играя.
Функции дидактических игр- обучающая и развивающая. В обучающей функции имеется проблемное содержание и дидактические цели. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Развивающая функция основывается на том, что в ней необходимо подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры.
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются : дидактическая задача, игровые действия и правила
Дидактическая задача подчеркивает обучающий характер игры. В дидактической игре задача носит игровой характер и определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, делают игру занимательной, напряженной. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.
Многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: 1) игры с предметами (игрушками, 2) настольно-печатные и 3) словесные игры Игры с предметами – это такие игры, в которых используются игрушки и реальные предметы. Задач этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Решаются основные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры- это парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Словесные дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В них дети самостоятельно описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия. Обязательное условие проведения этих игр – наличие речи (монологической, диалогической).
Дидактическая игра включает в себя:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом (картинки, ознакомительная беседа).
- объяснение хода и правил игры.
- показ игровых действий, в этот момент воспитатель учит детей правильно выполнять действие, иначе игра не приведет к нужному результату.
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.
- подведение итогов игры.
Дидактические игры классифицируются на :
Игры на расширение словарного запаса детей («Что это такое», «Угадай по описанию», «Чьи это детки?», «На птичьем дворе», «Кто больше увидит и назовет». Главная дидактическая задача этих игр – пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные, их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы).
Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Игры на развитие звуковой культуры речи («Петушок», «Угадай, что звучит», «Отгадай и назови», «Кто топает», «Поезд» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, отчетливого произнесение звуков, слов, фраз, хорошего темпа и громкости речи.
Фонематический слух – способность различать, выделять и воспроизводить различные звуки речи.
Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу», «Кто как кричит», «Полянка», «Шумовые баночки», «Чудесный паровозик», «Громко – тихо», «Медленно – быстро» и др.). Главная дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать слуховое внимание, развивать интонационную выразительность.
Игры на развитие грамматического строя речи («Назови предметы», «Какого это цвета», «Кто что делает», «Кто пришел и кто ушел», «Один – много». «Договори предложение» и др.). Основная дидактическая задача таких игр – обучение правильному согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.
Звуковая культура речи – это составная часть общей культуры речи. В нее входят звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, громкость, темп, скорость, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «Лото», «Что делает мишка (зайчик, собачка и т. п.)», «Купание куклы», «Маша обедает», «У кого кто?», «Теремок», «Подарки» и др.). Основная дидактическая задача этих игр – упражнять детей в правильном согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – составить предложения, назвать предмет (животное, человека, рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, ответить на вопросы, задать вопросы.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, найти для своих детей такие игры, где они смогли бы активно обогатить свой словарь. Использование в работе дидактических игр во много раз повышает эффективность педагогического процесса. Обучая малышей играя, мы приводим к тому что радуясь игре, они начинают радоваться и обучению. Дидактические игры можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.