Марина Кукушкина
Опыт работы по развитию речи детей при ознакомлении с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Опыт работы по развитию речи детей при ознакомлении с природой».
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Публикация «Опыт работы по развитию речи детей при ознакомлении с природой» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Родная природа – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания и впечатления.
Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами живой и неживой природы.
Маленький ребенок смотрит в мир широко распахнутыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками, знакомясь с ней дети открывают для себя новый мир.
Сухомлинский говорил: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, услышав и затаив дыхание, люди слушают сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни»
Развивая речь детей при ознакомлении с природой, мы можем добиться единства коммуникативного и познавательного развития детей
В содержание образования нашего детского сада заложена основная общеобразовательная программа МБДОУ, которая позволяет выполнять федеральный государственный образовательный стандарт.
Мы сформулировали следующие этапы работы по развитию речи детей раннего возраста :
1 этап – накопление представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь.
2 этап – активизация слов в речи детей.
3 этап – Развитие фразовой речи детей при ознакомлении с природой.
На каждом этапе необходимо развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр, развитие речевого дыхания
В соответствии с этапами мы спланировали задачи:
1этап:
1. Ознакомить детей с предметами ближайшего окружения.
2. Развивать умение находить конкретный предмет, соотносить его с изображением на картинке, названием.
3. Развивать умение детей находить нужный предмет в знакомой обстановке, руководствуясь словесной инструкцией.
4. Развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр,
5. Развитие речевого дыхания
2 этап:
1. Активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, качества.
2. Закреплять название животных, их детенышей.
3. Закреплять умение называть словом качественные характеристики знакомых предметов.
4. Развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр,
5. Развитие речевого дыхания
3 этап:
1. Развивать фразовую речь детей.
2. Учить детей строить предложения от своего имени.
3. Развитие мелкой моторики и речевого дыхания детей.
Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет построение среды.
При её создании мы опирались:
• на особенности развития детей 3-ого года жизни;
• требования ООП и ФГОС;
• принципы создания предметно-развивающей среды.
В группе мы создали развивающую, полифункциональную, безопасную, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.
Предметно – развивающая среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии развития ребенка.
Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.
Наибольший интерес детей вызывает природа, т. к. дети самостоятельно исследуют объекты и материалы. Данила Г. и Марина С., Даша Г. любят играть вместе со взрослыми в настольно – печатные игры, особенно парные картинки природного содержания. Также их интерес вызывают разрезные картинки, пирамидки. Играя, они часто сопровождают свои действия речью.
Можно сделать вывод, что предметно – развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для развития речи и действий ребенка.
На первом этапе мы знакомили детей с окружающей природой. Использовали наблюдение, рассматривание объектов природы. Особенно интересны были детям наблюдения за деревьями на участке детского сада. Использовались различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание объектов природы и иллюстрации, словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, практические (экологические игры).
Важным условием в работе является использование игровых приемов. Через игру ребенок качественно усвоит сложный дидактический и речевой материал. Мы использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения экологического характера, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Чей это голос?”, “Громко – тихо”, “Кто в лесу живет”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением.
Когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы перешли ко второму этапу. На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.
Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов.
Итак, в процессе работы, пришедшие, не говорящие, крохи начинают не только понимать речь, но и разговаривать сами, доставляя удовольствие родителям и педагогам.
Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу: На данном этапе мы использовали те же игры. Главная цель данного этапа - Развитие фразовой речи детей при ознакомлении с природой. Закрепляем умение детей строить предложения из 3,4 слов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Собака с щенками» включает перечисление животных на картине, их действий, и перечисление предметов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок.
Параллельно с работой с детьми по развитию речи при ознакомлении с природой, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями. Анализ отношения родителей к проблеме развития речи при ознакомлении с природой формирования, проведенный по результатам анкетирования показал, что не все родители осознают значимость данной работы. Поэтому в своем плане мы отдельно выделили блок взаимодействия родителей с детьми.
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду и поддержании контакта с семьёй. Прежде всего, этой цели служит родительский уголок, в котором отражена информация деятельности работы с детьми.
Родители также участвуют в оформлении родительского уголка, делают фотографии, совместные рисунки с детьми. В родительском уголке ведется рубрика “Времена года”, где мы рассказываем о названиях месяцев, что они обозначают. Даем рекомендации по развитию активной и пассивной речи детей.
В работе с родителями мы используем следующие формы:
Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым материалом;
Совместные мероприятия: праздники, развлечения, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;
Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы.
При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в развитии речи детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла.
Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу мы строили в тесном взаимодействии со специалистами МБДОУ: музыкальным руководителем, социальным педагогом.
Совместно со специалистами проводилось наблюдение за детьми, педагоги помогали в организации диагностического этапа, оформления стендовой информации для родителей в рубриках «Это интересно», «Обсудите с нами» и т. п.
Таким образом, совместная работа педагогов МБДОУ способствует более глубокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений, развитию речи детей.
Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи при ознакомлении с природой обогащает связную речь детей, способствует развитию не только речи, но и познания детей.