Ольга Викторовна Слюнина
Развитие речи у детей при ознакомлении с природой
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ
От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, богаче.
Публикация «Развитие речи у детей при ознакомлении с природой» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С первых дней пребывания в детском саду не упускаем ни одной возможности для воспитания и бережного отношения к природе. Давая первые знания о разумном природопользовании, считаем, что экологическое образование – элемент общего образования.
По словам В. А. Сухомлинского, чувство хозяина родной земли - важнейшее патриотическое чувство, которое нам надо утверждать в юных сердцах… Общественное станет для ребёнка глубоко личным лишь тогда, когда он вложит частицу своей души в труд, создающий что-то для людей…
Совершая экскурсию осенью, обращаем их внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаем, что к растениям надо относиться бережно.
При изучении звука и буквы «Г» проводим беседу о грибах, рассказываем о том, как правильно собирать их, предупреждаем, что нельзя без надобности сбивать ядовитые грибы – они служат лекарством для некоторых животных.
Знакомя детей с насекомыми, рассказываем о пользе, которую они приносят, например, муравьи истребляют вредителей леса. В беседе обращаем внимание детей на то, как трудно птицам зимой добывать корм, говорим, как можно помочь птицам. Некоторые дети рассказывают, что уже подкармливали птиц.
К концу октября проводим беседу на тему: «Кто живёт в зимнем лесу». Цель – познакомить детей с зимующими птицами, воспитать желание заботиться о них. Показываем детям красочные картинки зимующих птиц в нашем крае: синиц, снегирей, клестов, соек. Дети рассказывают о каждой из этих птиц, о том, какую пользу они приносят.
На занятие дети приносят кормушки, изготовленные дома вместе с родителями. Зима – трудное время для птиц и надо вовремя прийти им на помощь: повесить кормушки и насыпать туда каждых день хлебные крошки, семечки, зёрна. Полюбят птицы наш лес – прилетят и на следующую зиму. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Дети читают стихи, рассказы, поют песни о зимующей природе. После занятия отправляемся развешивать кормушки.
Знакомим детей с «Красной книгой», так как многие дети рассказывают, что рвут в лесу ландыши и подснежники, жгут костры с родителями, ловят бабочек и стрекоз. Рассказываем о поведении в лесу, о бережном отношении к природе. Подводим детей к выводу : «Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защищаться, если будут уничтожены они, планета наша погибнет».
Отправляясь на природу, мы не задумываемся над тем, что идём в гости к ней. Как и у всех, у природы есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, приходя к ней в гости.
А все ли ребята знают эти правила? Правил много, о них написаны целые книги. Сегодня мы познакомимся с несколькими они простые, но очень важные.
1. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Не трогайте, не убивайте, не обижайте зверей, которых встретите, ни скользкой пучеглазой лягушки, ни ползучего ужа, ни серой неповоротливой жабы, ни паука в паутине, даже, если они вам кажутся некрасивыми, неприятными. Помните: они здесь хозяева, а вы – гости. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
2. Не старайтесь «спасать» птенцов. Иногда вам кажется: птичка пропадёт. Это не так, природа позаботилась о их безопасности: летать они не умеют, зато умеют спрятаться, стать невидимыми, чтобы никакой хищник их не заметил. А родители птенцов находят и кормят.
3. Нельзя уносить из леса ежей! Ёж – насекомоядное, он нужен в лесу.
4. Природа любит тишину и поэтому следует вести себя тихо, так как из-за своей шумности мы не услышим её разговоров, она не откроет своих секретов.
По каждому правилу провели беседу. Выполняя эти правила, мы будем беречь природу, и умножать её богатства.
Наблюдая за природой, дети отмечают, как изменяется она по временам года, устанавливают связи между живой и неживой природой, знакомятся с работой людей в разные периоды времени, тем самым обогащая и развивая свою речь.
Забота ребёнка о природе делает его внимательнее, ответственнее, тем самым развивая разумное отношение к природе.