Ирина Гряколова
Опыт работы по развитию речи в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В программе воспитания и обучения в детском саду указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе. Этой задаче в детском саду уделяется серьезное внимание. Какие же задачи в первой младшей группе по развитию речи? Это:
1. Развивающая речевая среда.
2. Формирование словаря.
3. Звуковая культура речи.
Публикация «Опыт работы по развитию речи в первой младшей группе» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
4. Грамматический строй речи.
5. Связная речь.
Успешная реализация всех этих задач зависит прежде всего от уклада жизни группы, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной среды.
Дети третьего жизни года очень нуждаются в общении. Они внимательно слушают объяснения взрослых, и сами часто начинают обращаться к ним с вопросами: «Как?», «Что это?», «Зачем?», «Где?». Дети получают новые впечатления, что является необходимым для них условием для их психического развития.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает современное психологическое развитие ребенка третьего года жизни.
Как уже было сказано, что одна из задач развития речи – это развивающая речевая среда, то есть создавать для детей те условия, при которых им будет комфортно общаться друг с другом или же словесно обращаться ко взрослым.
Следует так же словесно обогащать у детей пассивный и активный словарь ребенка, воспитатель должен использовать в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Для этого необходимо следующие:
1. Внимательно и заинтересованно выслушать ребенка.
2. Вовлекать детей в разговор.
3. Много говорить самому.
4. Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и родственниками.
В начале адаптационного периода при планирование нужно тщательно подбирать материал по развитию речи. Следует повторять знакомые детям произведения. Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. Наблюдения на прогулках, рассматривание на грядках растений, игры с предметами (обручи, мячи, лопаточки) и обследование их, приучают детей что-то делать вместе, слышать воспитателя, и, конечно же развивает речь. Путешествия по территории детского сада, по группе очень помогает чтоб дети слышали и понимали слова воспитателя, охотно выполнять поручения (что-то принести, что-то проговорить) .
Так же в период адаптации очень интересно происходит игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?». Эту я провожу как на прогулке так и в группе. Она очень нравится детям. Они удовольствием продолжают играть в эту игру в течение всего года.
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развиваю понимание речи и активизирую словарь детей. Например: «Покажи, как ходит медвежонок…»
Процесс формирования словаря идет постоянно: во время наблюдений проведения культурно-гигиенических навыков (полотенце, вешалка, раковина, носовой платок, во время рассматривания альбомов, «Домашние животное», «Транспорт», «Посуда», «Овощи», «Обувь», «Одежда», «Фрукты»… во время проведений настольных игр.
Желательно способствовать тому, чтоб дети употребляли слова в самостоятельной речи. При проведении игры «Лото для маленьких» (овощи и фрукты) даю образец ответа на вопрос. Воспитатель спрашивает: «У кого морковь?», а ребенок отвечает: «У меня морковь». К концу учебного года уже многие дети самостоятельно могут выполнять роль ведущего.
Словарная работа – необъемлемая часть НОД по развитию речи. В своей работе я принимаю такие приемы, как:
1. Показ с названием.
2. Многократное повторение нового слова или фразы.
3. Объяснение происхождения слова (лягушка-квакушка, мышка-норушка) .
4. Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми словами. (Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток клюв. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро.)
К приемам активизации словаря можно отнести следующие приемы:
1. Вопросы. Детям задают простые вопросы: «Кто, что?», так и более в сложной форме «Во что одет?», «Что везет?».
2. Дидактические игры, упражнения, предлагающие употребление слов относящихся к разным частям речи. Например: д. у. «Вверх – вниз». Кукла поднимается по лесенке: «вверх – верх - наверху. Трудно». И кукла спускается вниз: «Вниз – вниз – вниз прыг. Легко!» В дальнейшем это упражнение повторяется на прогулке. Дети поднимаются и спускаются по лесенке проговаривая свои слова.
Третий год жизни благоприятен для воспитания произносительной стороны речи : в 2 года ребенок способен различать многие звуки и закреплять их в собственном произношении. Кроме того совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. Очень важно целенаправленно развивать слуховое восприятие. Оно является важной предпосылкой для формирования звуковой культуры речи, благодаря слуховому восприятию ребенок будет овладевать умением слышать, дифференцировать звуки и подражания, различать громкость и скорость из произнесения. Развитие слухового восприятия осуществляется в ходе дидактических игр и упражнений, которые являются частью НОД. Детей первой младшей группе уже произносят гласные звуки четко и простые в артикуляционном отношении согласные М, П, Б, Ф, В, но работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается именно с тех звуков, но и для развития артикуляционного аппарата, подготовки к условию и произнесению более сложных звуков. Уточнение и закрепление звуков имеет несколько этапов:
- Сначала дети произносят изолированный звук и несложный звукосочетания: у-у-у-у- гудит; му-му-му- мычит; тук-тук-тук- стучит, потом они закрепляют звуки в словах. Уточняя и закрепляя правильное звукопроизношение, особое внимание надо уделять детям, которые с трудом или неправильно усваивают звуки. Например, малыш произносит звук «С» с высунутым языком. Надо стараться выявить такие дефекты и своевременно оказать помощь ребёнку.
-Так же немаловажное значение имеет при воспитании звуковой культуры речи голосовой аппарат, который у детей этого возраста ещё очень хрупкий. Дети совсем не умеют регулировать свой голосовой аппарат. Детям даются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. «Как собачка лает? «Гав – гав» - громко. А как щенок лает?» Дети говорят тихо: «гав – гав. Как кошка мяукает? Как котёнок…» Развивая голосовой аппарат мы должны помнить о необходимости индивидуального подхода, отмечать похвалой даже незначительные успехи ребёнка. С двухлетнего возраста необходимо учить ребёнка пользоваться умеренным темпом речи. Это, конечно личный пример воспитателя: «Повтори как я».
-Не надо забывать и о речевом дыхании. Оно обеспечивает правильное произнесение звуков и фраз. Провожу такие упражнения, как «Ветерок» (дуем на султанчики, снежинки) Расстояние от султанчиков до губ ребёнка должно быть около 8 – 10 см. Так же в своей работе использую такие упражнения «Спой песенку длинную – у – у – у слитно» или же «Как Машенька громко кричала ау – ау – ау».
Работая в 1 – ой младшей группе не надо забывать о грамматическом строе речи и о связной речи. .Хотя дети очень маленькие, но надо проводить НОД и в этих областях, чтоб дети научились понимать речь взрослых, слушать небольшие детские рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на простейшие вопросы, сопровождать речью свои игровые и бытовые действия, поделиться информацией, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие путём тренировки движения пальцев рук. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Играя в пальчиковые игры, мы: развиваем речь, развиваем умение подражать взрослым, повышаем речевую активность. Упражнения из пальчиковой гимнастики делают речь более чёткой, ритмичной, яркой. В помощь себе я использую книгу О. И. Крупенчук «Ладушки. Пальчиковые игры для малышей».