Наталия Пугаева
Опыт работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы строится на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребёнку.
Опыт работы в соответствии с задачами «Программы» включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов обучения детей развитию речи в возрасте от 2 до 7 лет.
НОД в разных возрастных группах имеют свои особенности.
Публикация «Опыт работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В младших группах дети ещё не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращённую ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей, сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приёмов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. НОД носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура их проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.
В средней группе характер НОД несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание НОД. Для воспитателя становится возможным ставить учебную задачу. Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, а не хором). Появляются новые виды НОД: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность НОД увеличивается до 20 мин.
В старшей и подготовительной к школе группе повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер НОД (различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры). Применение наглядности приобретает другие формы: всё больше используются картины. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит НОД, но способствует большей самостоятельности детской речи. Длительность НОД составляет 30 мин.
Вместе с тем не следует забывать, что мы работаем с детьми, поэтому надо избегать сухости и дидактизма. Для этого в НОД по развитию речи используются : физкультминутки, загадки, стихотворения, игровые упражнения, дидактические игры, рассказы, сказки, красочные наглядные пособия, дидактический материал.
С детьми младшего дошкольного возраста должна осуществляться работа по правильному звукопроизношению. Положительное влияние на речевое развитие ребёнка оказывают занимательные игры и упражнения (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дидактические игры, игровые упражнения по развитию графических навыков).
По словам замечательного педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема работы «Занимательные игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста».
В течение работы по данной теме, я убедилась, что задача педагога: постоянно обновлять свой педагогический арсенал, используя разнообразные методы, формы, средства обучения.