Нина Шляпкина
Опыт работы по использованию тантемарески для развития связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по использованию тантемарески
для развития связной речи детей.
Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.
Публикация «Опыт работы по использованию тантемарески для развития связной речи детей» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читаются детям, то не обсуждается их содержание. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, произношения, выразительности речи.
Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.
Заинтересовавшись детским театральным творчеством, я, внимательно изучала идеи и находки других педагогов в этой области.
Исследования психологов, педагогов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
Проанализировав литературу и требования основной образовательной Программы дошкольного образования МДОУ № 1»Ромашка», разработанной на основе содержания программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я сделала вывод, что действенным является творческая театрализованная деятельность. Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В ходе работы мной решались следующие задачи;
— формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;
— формировать грамматический, лексический строй речи;
— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
— развивать диалогическую, монологическую речь;
— развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе.
— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.
—расширение и активизация словарного запаса.
В работе с детьми я использую многие виды театра. Но самым интересным для детей оказалась тантамареска. Что такое тантамареска? Тантемареска – это большая яркая картинка, забавный сюжет на фоне с прорезями для рук и лица.
Персонажам придаются интересные позы, их можно разместить на фоне сказочной страны или космических просторов, это зависит от фантазии воспитателя.
Тантамареска- это уникальный инструмент, который в творческих руках превращается настоящий театр.
Воспитателя дети видят каждый день, каждую минуту. И тем радостней неожиданная встреча с любимыми героями. Появление любого персонажа удивляет и увлекает каждого ребенка, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его просьбу или поручение. Каждый ребенок по-своему воспринимает окружающий мир. Но даже самый малоактивный ребенок с интересом прислушается к тому, что говорит добрый доктор Айболит. Конечно, воспитатель для ребенка – это авторитет, но все же доктор Айболит вне всякой конкуренции. Так у нас появилась тантемареска доктор Айболит.
Тантемареску Василиса –Премудрая я использовала во время ознакомления детей с с художественной литературой
Дети очень любят сказки, а кто как не Василиса- Премудрая в русском народном костюме больше всех их знает? Она с удовольствием рассказывает детям сказки, прибаутки, поет песенки, загадывает загадки
Провести мероприятия, посвященные Году Экологии нам помогли тантемарески : елочка, сосна, липа.
Общаясь с различными персонажами, у детей появляется желание самим побыть в роли сказочных героев. Вживаясь в роль персонажа, дети стараются передать не только слова и действия, но и характер, мимику, манеру разговора. Это хорошо влияет на развитие речи детей.
Но самый большой эффект принесли тантамарески, когда я решила внести ширму в группу. Выяснилось, что дети, спрятавшись за ней, начинают чувствовать себя легко и раскрепощёно, стеснение и неуверенность исчезают без следа.
Тантамарески доставляют детям радость, но их особая заслуга в том, что они помогают разрушить психологический барьер, мешающий детям с дефектами речи
При помощи коллег и родителей в группе были изготовлены разные тантамарески : в виде ширмы по сказкам, отдельные герои, выполненные на плитках и пальчиковые тантамарески.
В группе детьми с удовольствием драматизировались любимые сказки «Репка», «Колобок», «Теремок».
Театрализованные игры с детьми организую :
1) В ходе непосредственной образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).
Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.
2) В совместной деятельности воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня.
3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
У моих ребят в процессе театральной деятельности формируются новые умения и навыки:
-они учатся произносить скороговорки в разном темпе;
-учатся действовать согласованно;
-учатся строить простейший диалог;
-учатся произносить фразу с разной интонацией.
Особенно нравится детям играть в пальчиковые тантамарески. Ребенок просовывает свои пальчики в специальные прорези и пальцы сразу превращаются в ножки мишки, зайки или какой-либо другого персонажа Через игры в пальчиковые тантамарески у детей формируются социально- коммуникативные компетенции, развивается творческое воображение, связная и выразительная речь, а также развивается тонкая моторика пальцев рук.
С детьми используем пальчиковые тантамарески на пальчиковых дорожках, которые изготовила из пуговиц различной формы, бусинок, палеток. Пальчиковые шаги" - это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы ребенок имеет возможность эмоционально общаться со взрослым.
Благодаря играм с пальчиковыми тантамаресками дети развивают мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речевых центров. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения и пальчиковые разминки проводить с ребятами стараемся ежедневно.
Добиться систематичности в моей работе помогают игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Во время театрализованных игр проводится работа над выразительностью речи. В процессе собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т. д.
Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.
В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства : потешки, считалки, чистоговорки и т. д. Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты.
Совместно с родителями в группе был реализуется проект «Удивительные тантемарески», цель которого направлена на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность
В группе была проведена работа по созданию речевой среды. В центре речевой активности поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:
– Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т. д.
– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».
– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т. д.
Данные игры включаю во все режимные моменты
Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:
1. У детей повысился уровень развития речи.
2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.
3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.
Организованный и проведенный конкурс чтецов «Весенняя капель» показал каких результатов мы добились и получили высокую оценку коллег и родителей.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности с использованием тантамарески на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Театральное воспитание помогает выявить и подготовить наиболее одаренных, способных детей. Пусть они не станут великими актерами, но, безусловно, вырастут яркими, талантливыми, творческими личностями.
Литература 1.
А. И. Буренина «Театр всевозможного». «От игры до спектакля».- Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО) 2002г
2. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. - М. ТЦ Сфера, 2006 год.
3. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».- М. : Школьная пресса, 2003год.
4. О. А. Бизикова «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», ООО «Издательство «Скрипторий 2003
5. «Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности». - под редакцией Т. И Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб,2007