Луиза Оздоева
Опыт работы «Активизация речи детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №29 «ОГОНЕК»
ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ: «АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»
Сообщение из опыта работы
ВОСПИТАТЕЛЬ
ОЗДОЕВА Л. У.
2017г.
«…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли.
Одно неотделимо от другого».
К. И. Чуковский
Содержание задач имеет свою специфику, определяющуюся возрастными особенностями детей.
Публикация «Опыт работы „Активизация речи детей 2–3 лет“» размещена в разделах
-звуковая культура речи,
-словарная работа,
-грамматический строй,
-связная речь и художественная литература.
В младших группах приоритетным направлением в развитии речи является обогащение, активизация словаря и формирование произносительной стороны речи.
Предоставляя малышу возможность активно исследовать окружающий мир, мы одновременно стимулируем его речевое развитие; обучая родной речи, способствуем развитию интеллекта.
Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.
Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий. Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.
Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.
Какие формы работы с детьми мы используем для развития познавательной активности и речи детей младшего дошкольного возраста?
-специально организованные игры-занятия,
-дидактические игры,
-предметно-манипулятивная деятельность,
-наблюдения,
-прогулки,
-игры-экспериментирования,
-чтение и рассказывание детям,
-рассматривание картинок, иллюстраций,
-сюжетно-ролевые игры,
-проблемные ситуации (с использованием игрушек,
-игры-драматизации,
-создание «сокровищниц» и «чудесных мешочков»,
-ежедневное рассказывание детям о них самих, о себе.
Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:
1. Собственная речь воспитателя:
-постоянный разговор с ребенком, естественное речевое поведение в повседневном общении с детьми,
-специально организованное речевое воздействие (рассказы)
2. Тексты художественной литературы, воспризводимые воспитателем.
Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка. Рассмотрим подробнее компоненты, из которых состоит создание речевой среды.
Постоянный разговор с ребенком
С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч. О чем говорим с малышами? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.
Необходимо помнить, что речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности мы стараемся предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение.
Приведем примеры различных ситуаций.
Пример: воспитатель вяжет для куклы шапочку. Несколько детей заинтересовались действиями воспитателя, подходят, спрашивают:
-Что ты делаешь?
-Я вяжу. Вяжу для нашей куклы шапочку. И. т. д.
Умывание
-Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. И. т. д.
Сборы на прогулку
– Сейчас мы пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. И т. д.
Во время укладывания детей на сон можно поговорить о чистом, красивом белье, как приятно положить головку на мягкую подушку со свежей наволочкой, какие замечательные сны приснятся, вспомнить названия предметов постельного белья, обязательно спеть колыбельную песенку.
Вопрос слушателям: О чем можно говорить детям во время приема пищи?
Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений.
Образец речи воспитателя.
К речи воспитателя предъявляются особые требования. (Какие) Она должна быть правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной, выразительной, спокойной, доброжелательной. Воспитатель всегда внимательно и заинтересованно выслушивает ребенка, вовлекает детей в разговор на определенную тему, помогает ребенку вступить в контакт со сверстниками и взрослыми.
Наблюдения.
С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, незначительные, с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для малышей это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации.
Темы для наблюдений в природе подробно изложены в программе по всем временам года «Чем удивит и очарует осень, зима, весна, лето». В чем заключается участие взрослого в детских наблюдениях? Педагог ведет наблюдение вместе с детьми и комментирует все происходящее.
На прогулке:
* Навещаем любимую березку, обязательно здороваемся с ней, называем ласково, поглаживаем ствол:
- Здравствуй, березонька-красавица! К тебе пришли…
Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи малышей положительно влияет на пополнение словарного запаса, начинает бурно увеличиваться активный словарь, и прежде всего за счет употребления слов, сопровождающих те моменты его жизни, когда он активно действует. Словарь малыша пополняется за счет существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов, часто употребляемых окружающими его людьми (далеко, близко, высоко, низко, больно, скользко, сыро, грязно; горячий, холодный, тяжелый, пушистый, острый, большой, маленький, добрый, красивый и т. д.).
Огромное значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования.
Например, с водой можно организовать множество игр. Варианты:
Знакомство со свойствами воды:
Предметно-манипулятивная игра как форма познавательной деятельности.
Предметно-манипулятивная игра является одной из основных форм игровой деятельности ребенка 2-3 лет. Она обеспечивает полноценное развитие его мышления и формирование мелкой моторики рук (что способствует развитию речи). Такого рода игра не имеет конкретной цели и, в отличие от сюжетной, не является попыткой воспроизведения или имитации чего-либо – для ребенка ценны и интересны производимые им действия и результат сами по себе. Первое знакомство малыша с изобразительными материалами тоже носит характер предметных манипуляций и может не иметь собственно изобразительных целей.
Особенности занятий с детьми 2-3 лет
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения
Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение
Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку.
Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.
Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.
Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора.
Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала
Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту.
Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).
Необходимо контролировать длительность занятия
Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 8 до 10 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии : можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.
Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
Необходима четкая структура занятия
Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога).
Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.
Необходима смена видов деятельности
Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.
Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.
Гибкость
Занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.
Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.
Перенос знаний
Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятс+я, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.
Необходимо помнить, что задачи развития речи мы решаем на всех видах занятий: физкультурных, музыкальных, изобразительной деятельности, конструировании, поэтому данные рекомендации применимы к организации любых занятий с малышами.
Игры
Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. Добиться доверия ребенка в этом случае педагогу помогают игры для самых маленьких – эмоциональные игры. Их цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым.
Например:
Хлопаем в ладоши!
Лови мячик!
Шарик
Котята
Мишка косолапый
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВСЕХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ
Чем лучше сформированы движения у ребенка, тем лучше развивается и его речь. Поэтому развитие речи малыша невозможно без совершенствования всех видов движений: общих (бег, прыжки, ползание, игры с мячом и другими предметами, развитие мелкой и артикуляционных аппарата
В процессе движения малыш не только развивается физически, он гораздо лучше усваивает информацию об окружающем мире. Принимая участие в подвижных и пальчиковых играх, выполняя самые разнообразные двигательные упражнения, ребенок становится умелым и ловким, движения его приобретают точность и координация. А одновременно с этим у маленького человека совершенствуются психические качества: внимание, память, мышление и речь.
Значение развития мелкой моторики.
Существуют специальные упражнения и пальчиковые игры, специальные игрушки для развития мелкой моторики.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
На третьем году жизни важное значение имеет ЗКР, необходимо внимательно следить за тем, какие именно звуки не получаются. Для их отработки будут необходимы артикуляционные упражнения, специальные игры
Игры и упражнения на развитие дыхания
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия (неречевого и речевого слуха)
Игры и упражнения для развития голоса
Игры для развития артикуляции
Специальные занятия по звуковой культуре речи методике Максакова и В. В. Гербовой. В этом возрасте не надо исправлять речь детей и предлагать повторить слово или звук правильно.
Работать над собственной дикцией и контролировать ее, разговаривая с ребенком. Следить за темпом и выразительностью речи, четко артикулировать (малыши следят за нашими губами) произнесенные слова. Играть в игры на самые разные звукоподражания и слова с определенным звуков.
Ежедневное рассказывание детям дает возможность узнать что-то новое,
развивает способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного сопровождения.
Рассматривание сюжетных картин.
Приобщение к книге.
Подводя итог, можно сказать, что материал для развития речи ребенка дает, прежде всего, знакомство с окружающим миром, причем в разных формах.
Основные темы:
сезонные изменения в природе: признаки времен года, погода, наблюдение за объектами живой и неживой природы;
овощи, фрукты, деревья,
животные домашние и дикие;
птицы домашние и дикие;
дом, квартира, комната;
одежда и обувь;
мебель;
посуда;
транспорт;
первоначальные сведения о себе и своей семье, и др.
Эти темы составляют фундамент представлений ребенка об окружающем мире, который можно постоянно надстраивать – расширять и дополнять.