Анжелика Абдулкарим
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В связи с появлением в третьем тысячелетии общедоступных источников получения информации, в обществе возникает потребность в приобщении дошкольников к художественной литературе, возрождении семейного чтения, как основе для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.
<<…есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом зависят от речи. >>
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Л. С. Выгодский.
ПРОТИВОРЕЧИЯ
Между необходимостью развития образности речи и недостаточным уровнем ее развития у детей
И
Между потенциальными возможностями фольклорных произведений в развитии образности речи детей 5-7 лет и отсутствием целенаправленности их использования в данном процессе.
Проблема
Образная, богатая синонимами дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
«Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников»- говорится в Концепции дошкольного воспитания.
Цель
способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой
в сотрудничестве педагога с родителями.
Объект исследования – процесс речевого развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования –Уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Задачи
• Сформировать устойчивый интерес к художественному слову, театрализованной деятельности.
• Обогащать и активизировать словарный запас детей.
• Формировать грамматически правильную речь.
• Развивать умение владеть связной диалогической, монологической речью.
Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию.
Инновационная направленность
Качественное изменение отношения к художественной литературе для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к устному творчеству и, как следствие, формирования правильной речи. Данную работу можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. Развитие интереса к книге является хорошей основой для перехода дошкольников к самостоятельному чтению.
Паспорт проекта
Дети 5-7 лет. Родители законные представители воспитанников. Педагоги ДОУ. • Тип проекта : практико-ориентированный
• Форма представления: презентация
• По продолжительности проект: долгосрочный
Планируемые образовательные результаты
• Разработана система взаимодействия педагога с родителями по развитию образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.
• Повышение педагогической культуры родителей в развитии образности и выразительности речи детей. Их активное участие в мероприятиях, направленных на формирование у детей интереса к художественной литературе.
• Обеспечение положительной динамики развития связной речи детей. Дети овладевают умениями:
• пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизведя диалоги действующих лиц используя эпитеты, метафоры, сравнения;
• пересказывать близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
• различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка;
• в повествовании отражать характерные особенности жанра, сочинять сказки, придумывать истории.
• Издательство совместного творческого продукта: брошюры «Невероятные сказки», «Сказочные капельки».
Программа проекта
Подготовительный этап:
Изучение проблемы:
Диагностика детей,
Анкетирование родителей по проблеме
Оборудование предметно-развивающей среды
Организационный этап:
Определение основных направлений работы с детьми и
родителями; корректировка тематического планирования
воспитательно-образовательной работы; оформление
памяток и буклетов по теме.
Практический этап:
Проведение совместной образовательной деятельности,
Использование устного народного творчества в
режимных моментах. Консультирование родителей,
Составление картотеки художественной литературы
для детей 5-7лет.
Заключительный этап:
Мониторинг (анкетирование родителей,
диагностика речевого развития детей,
диагностика отношения детей к художественной
литературе.
Содержание проекта Выставка совместных рисунков к придуманным сказкам: «Невероятные сказки».
«День открытых дверей». Просмотр занятия «Путешествие по сказкам»
Творческий вечер совместно с родителями «Литературные чтения»
Сочинение совместных сказок родителей с детьми
Театрализованные постановки знакомых
произведений родителями и детьми
Дидактические игры и упражнения на развитие образности и выразительности речи
Анкетирование родителей
Мастер-класс «Формирование образности и выразительности речи детей посредством русской народной сказки»
Продукт совместной творческой деятельности: выпуск иллюстрированной брошюры «Невероятные сказки»
Совместные досуги «Литературная викторина», «В гостях у сказки», конкурс: «Мы- читающая семья»
Результативность педагогического проекта
№ Направления Показатели Результаты реализации проекта
2014-2015
1 Словарь Повысить уровень понимания детьми переносного и иносказательного значения слова.
Повысить уровень овладения детьми эпитетами, метафорами, олицетворениями. 52%
2 Грамматика Сформировать умение пользоваться всеми формами речи, пользоваться приставками и суффиксами для образования слов, придумывать предложение с заданным количеством слов. 56%
3 Культура речи Повысить уровень овладения детьми средствами литературной выразительности (темп, ритм, логическое ударение). 64%
4 Связная речь Повысить уровень монологической и диалогической речи.
Сформировать интерес к сочинению.
Проявлять индивидуальность и творчество к сочинению сказок. 40%
Практическая значимость проекта
Залогом успешного развития речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой являются:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения, общения и взаимодействия с ребенком.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира
3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности. Применение разнообразных форм работы с детьми, поиск новых путей взаимодействия с родителями, отработанная, чётко спланированная деятельность даёт положительный результат, и позволяет делиться с коллегами новыми идеями.
Главный результат проводимой мною работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.
Перспектива
Определенность перспектив продолжения работы, обоснованность необходимых для этого условий:
повышение качества образования методом совершенствования методики проведения непосредственно образовательной деятельности и использования ИКТ;
расширение возможностей проекта за счет включения театральной деятельности, как метода приобщения старших дошкольников к художественной литературе,
привлечение к сотрудничеству работников городских и школьных библиотек;
Обобщение опыта работы по данному направлению, распространение действия проекта на все группы ДОУ, адаптация для всех категорий дошкольного возраста.