Татьяна Екимова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В детстве что? Кружись и падай,
На одной скачи ноге.
Сам себя смеши и радуй
В голубом дождевике…
Доставляй себе веселье
Из всего. Из рук и ног,
Из болезни, из безделья,
Из бумаги, из чулок…
А. Кушнер
Вот так из всего – языка, губ, пальцев, звуков – мы придумывали себе веселые игры-упражнения. Даже имена и фамилии нам пригодились.
Начинались наши занятия со знакомства. «Назови себя сам» - так называется наша первая игра. Очень важно привыкнуть к звучанию своего имени, а когда ребята подрастут, то произносят и фамилию. К средней группе некоторые уже величали себя по имени и отчеству, к чему мы все старались относиться с большим уважением.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В течение первого месяца пыталась подружить детей, используя стихи, песни о дружбе. Знакомила со сказкой «Как собака друга искала». Водили с детьми хороводы, которые способствуют сближению детей.
В начале занятия мы, как правило, занимались пальчиковой гимнастикой. Речь у малышей еще непроизвольно-эмоциональная, она только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат.
На своих занятиях я создавала некоторые проблемные ситуации, например, «Конфликт игрушек», «Научи меня» - умные дети, непонятливый воспитатель.
В младшем возрасте у детей активно накапливается и обогащается словарь.
Вся словарная работа в младшей группе была направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
Главный прием – многократное повторение. В это время знакомила детей с разными значениями одного и тоже слова, чтобы в дальнейшем адекватно его использовать. Значительное место при этом отводилось наглядности.
Знакомила понемногу с театральными терминами : сцена, занавес, зрительный зал и др. Называние нового или трудного слова - активный прием обогащения словаря. Слово произносится медленно, четко, но не по слогам. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения. Называние может сопровождаться показом объекта. Иногда слово нужно сопровождать толкованием, например «Аквариум – стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло мы их хорошо видим». Хоровое повторение усиливает речевую активность, способствует закреплению нового слова.
В дидактических играх дети отвечали на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Какой?», «Что делает?» При назывании действий объекта, дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Употребляют обобщающие слова.
Заучивали потешки, чистоговорки, считалки, загадки. Разыгрывали стихи. Играя в хороводе, дети радостно, легко, естественным путем усваивают и запоминают стихи, песни, без специального заучивания.
Особое место занимала сказка. Сказку обязательно рассказывала, а не читала. Важно сохранить народный текст. Такие элементы языка как звук, образность, ритм, мелодия являются теми средствами, что непосредственно и эмоционально связывают ребенка с народной культурой. Благодаря неоднократному повторению, тексты сказок запоминаются детьми почти дословно. Ребенок овладевает различными речевыми формами. Использует и прозаическую и стихотворную форму.
Также читали и разыгрывали этюды авторских произведений: Маршака, Сутеева, Чуковского.
В качестве сюрпризного момента использовала «Волшебный чемодан», открыть который можно было, только сказав волшебные слова «крибле-крабле-бумс!» Говорить их надо всем и вместе. А потом…потом, затаив дыхание, мы ждем…. Вот чемодан приоткрывается, там что-то происходит, наконец открылся! А в нем могут находиться разные театральные куклы, например, наш веселый и неугомонный Петрушка. Могут появиться театральные маски, шапочки, костюмы.
Появившемуся из «Волшебного чемодана» сказочному герою дети рассказывали, например, где были в выходной день, что видели. И даже замкнутые или очень плохо говорящие дети с куклами пытаются разговаривать. Ситуация дает повод заговорить, впервые попробовать себя в монологической речи, способствует развитию памяти. Надо запомнить и рассказать все, что произошло в выходные дни. С помощью «Волшебного чемодана» прокладываются первые тропочки взаимопонимания и доверия.
У нас начинался активный «звериный период». Так я называю время, когда мы делали этюды и играли в зверей. У многих дома есть кошка или собака. И первые задания – наблюдать за их повадками, учиться двигаться, как они. Зверей изучать легче, чем человека, и изобразить также несравненно проще. Сказки «Колобок», «Теремок» - замечательный материал для занятий. Здесь можно «переиграть» всех зверей. Дети сами решают, кем им хочется быть. Про всех зверушек придумываем истории: откуда они, какое у них настроение, что делают перед встречей друг с другом. Если исполнителей больше, чем действующих лиц в сценарии сказки, то увеличивали их число. Подбирали для них стихи. Взрослые играли только ведущих-сказочников.
Дети очень любят подвижные игры. В конце каждого занятия, в качестве подарка детям проводила подвижную игру, или веселый танец – импровизацию под музыку.
Водящего в игре выбирали при помощи выученных считалок.
В младшей группе, прежде всего, формируется интерес детей к театрализованным играм.
o Сначала дети наблюдали театральные постановки взрослых или старших детей.
o Затем проводились индивидуальные игры. «Игра рядом»
o Следующий этап – игра в группе детей.
o Последний этап – имитация действий фольклорных и литературных персонажей к имитации образа в игре-драматизации.
Постепенно игры-имитации усложняли. Какие усложнения могут быть?
1. Сначала игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц. Дети проснулись, потянулись. Воробушки машут крыльями.
Имитация звуков. Воробушки чирикают. Имитация основных эмоций человека.
Выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши.
2. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героев, звукопроизношениями. Веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать. Воробушки замахали крыльями и весело зачирикали.
3. Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (храбрый петушок шагает по дорожке)
4. Игра-импровизация под музыку (веселый дождик, листочки летят по ветру и падают на землю)
5. Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, под чтение воспитателя.
6. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, которые рассказывает воспитатель.
7. Ролевой диалог героев сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и др. (используя настольные театры, би-ба-бо)
8. Инсценирование фрагментов сказок о животных, например, «Теремок»
9. Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам, например, «Репка», «Колобок»
В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Устойчивыми должны быть обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце спектакля все артисты кланяются, а зрители благодарят их, хлопают в ладоши.
В младшей группе проводился показ одного спектакля в конце года.
Раньше, когда мы набирали детей с 2 лет, было показано с младшей группой 2 спектакля : в середине года и в конце. Дети уже были готовы играть на сцене, правда речь еще была не у всех выразительная. Но какими они все были непосредственными и трогательными! И в средней группе, уже в ноябре месяце с этими детьми мы провели праздник «Ярмарка» с показом нашей районной администрации и воспитателям из других садов. Все получилось здорово!
За время существования моего кружка в младшей группе были подготовлены и показаны следующие спектакли:
o Курочка Ряба
o Теремок
o Приключения Красной шапочки в День ее рождения
Вывод: в процессе театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте
o Активизируется словарь ребенка
o Совершенствуется ЗКР
o Совершенствуется интонационный строй речи
o Ребенок яснее и четче начинает изъясняться
o Улучшается диалогическая речь
o Улучшается грамматический строй речи
Литература:
Л. Царенко «От потешек к Пушкинскому балу»
Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»
Шурочкина И. С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми», справочник старшего воспитателя – 2008 год.