Овчинникова Елена
Развитие речи детей и познавательной сферы детей с ТНР в занимательной игре
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.
В исследованиях учёных института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребёнка со степенью сформированности у него пальчиковой моторики.
В литературе последних лет описаны приёмы развития мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития. Н. С. Жукова Е. М. Мастюкова Т. Б. Филичева, с заиканием Л. И. Белякова, Н. А. Рычкова, с дизартрией Л. В. Лопатина, Н. В Серебрякова. Все авторы отмечают взаимосвязь речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев рук.
Публикация «Развитие речи детей и познавательной сферы детей с ТНР в занимательной игре» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершаются под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук. Уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Это важно особенно в тех случаях, когда это развитие нарушается. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке точных, целенаправленных движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, а значит способствует значительному улучшению познавательной сферы и речи детей дошкольного возраста с ТНР.
Игровое пособие «Идём в гости».
Пособие выполнено на цветном картоне (40 на 20). Дорожки прошиты цветными нитками разной толщины. По разным углам планшета расположены сказочные герои «Смешарики».
Цели:
- Формирование умения и навыка правильно пользоваться речевым дыханием.
- Уточнение артикуляции и отработка чёткого произнесения гласных звуков.
- Формирование зрительно-моторной координации и графомоторных навыков.
- Формирование зрительно-пространственной ориентации.
- Совершенствование грамматических категорий (закрепление предложно-падежных конструкций).
- Развитие высших психических функций.
- Воспитание коммуникабельности.
Описание игры:
Вариант № 1.
Логопед объясняет ребё нку условия игры: «Смешарик попадает в гости к другу в том случае, если ты правильно поведёшь указательным пальцем по извилистой дорожке и чётко пропоёшь ему песенку гласного звука». Пропеть песенку нужно на одном выдохе.
Вариант № 2.
Ребёнку предлагается поговорить чистоговорку, скороговорку, загадку или стихотворение на одном выдохе, при этом двигая указательным пальцем правой руки по моторной дорожке. Чистоговорка или скороговорка проговаривается 2-3 раза, в зависимости от длины моторной дорожки. После прохождения дорожки, ребёнок открывает окошечко домика, поговаривает к кому пришел в гости «Смешарик». Например: «Копатыч пришёл в гости к Нюше».
Игровое пособие «Поющий гномик».
На игровом планшете (39 на 39) в верхней части закреплён деревянный брусок с продольным разрезом, в который вставляются звуковые символы (по Т. А. Ткаченко, звуки окружающей действительности (по Н. В. Нищевой, предметная картинка с изображением гнома, сюжетные картинки с текстом потешки. В центре планшета на 2-х сторонний скотч приклеена прозрачная плёнка (30 на 24, в середину которой кладутся звуковые дорожки разной конфигурации и продолжительности, таблицы на формирование графомоторных навыков, дидактический материал на предупреждение дисграфии и дислексии.
В верхнем правом углу приклеен пенал для маркеров.
Цели:
- Формирование умения и навыка правильно пользоваться речевым дыханием.
- Уточнение артикуляции и отработка чёткого произнесения гласных и согласных звуков.
- Восстановление звуков по оптическому образу их артикулем.
- Профилактика фонематической и оптико-пространственной формы дисграфии и дислексии.
- Учить на слух воспринимать стихотворный текст.
Описание игры:
Вариант № 1.
Перед игрой логопед читает ребёнку сказку о поющем гномике.
Логопед: «Посреди сказочной земли стоял огромный красавец – лес. В лесу том проживало в мире и согласии несметное количество живых существ. Днём и ночью лес был наполнен весёлым гомоном. Чего только не умели его обитатели! С самого утра над душистыми ветками деловито жужжали жуки: Ж- ж-ж.
(В брусок вставляется картинка с изображением жука (по Н. В. Нищевой, а в прозрачную плёнку кладётся звуковая дорожка. Ребёнок одновременно произносит данный звук и указательным пальцем правой руки на длительном выдохе проводит по всей длине дорожки).
Аналогичная работа проводится с остальными звуками окружающей действительности.
Дети вместе с логопедом повторяют согласный звук, имитируя голос лесных обитателей:
- Стучал сильным клювом по стволам деревьев трудолюбивый дятел: Д – д – д – д - д.
А маленькие птички вторили ему: Дь – дь – дь – дь - дь.
- Пролетая над травинками звенела назойливая муха: З – з – з – з - з.
- Играл на своей скрипочке зелё ненький кузнечик: Ц – ц – ц – ц - ц.
А в самой глуши лесной чащи, сползая с ветки дерева шипела змея: Ш – ш – ш – ш - ш.
- После дождя капали с травинок, слиствы маленькие капельки: Кь – кь – кь - кь.
А ветер громко завывал: В-в-в-в-в. Вот только петь в этом лесу не умел никто. Наверно, всё так и продолжалось бы ещё много веков, если б не забрёл сюда однажды один очень симпатичный гномик.
(В брусок вставляется предметная картинка с изображением гномика).
Он шёл по дорожке, громко и раскатисто напевал чудесные песенки: А – а – а – а – а; о – о – о – о – о; у – у – у – у; э - э – э – э – э; ы – ы – ы – ы – ы; и – и – и – и – и.
Логопед предлагает детям вспомнить, какие песенки пел гномик. Затем ребёнок одновременно правильно произносит звук и указательным пальцем правой или левой руки на длительном выдохе проводит им по всей длине дорожки).
Лес просто замер от восхищения, слушая волшебный голос. Все вдруг поняли, как не хватало им таких чудных песен. Вот бы вечером, справившись с делами, или на утренней заре собраться на поляне и спеть всем вместе звонко и весело, так громко, чтобы все в округе услышали дружную песню и улыбнулись. Так гномик стал лесным учителем пения.
(Логопед обращает внимание детей на то, что эти звуки легко тянутся, и во время их пения во рту нет никакой преграды).
Гномика в лесу полюбили все, только одна лишь старая сорока терпеть его не могла! Утреннее пение её раздражало. Вот и решила сорока лишить гномика его чудесного голоса. Сорока обманула гномика. Она купила ему в городе 30 порций мороженного, сказав, что это «чудо-лекарство» для его голоса.
«Чудо-лекарство» было слишком много для такого малыша, однако он послушно принялся поедать, ведь доверчивому гномику так хотелось стать лучшим в мире певцом!
С трудом проглотив последнюю крошку, маленький певец решил проверить, каким стал его голос теперь. Он глубоко вздохнул, как всегда, широко открыл рот, но, увы из его горлышка не донеслось ни одного звука. У бедного гномика началась ангина, и его чарующий голос вовсе пропал.
Радовалась одна только сорока-врунья. И лесные жители прогнали её из своего леса. А чтобы обитатели леса не забыли песенки-чудесенки, маленький гномик нарисовал их ореховым прутиком на песке. Может быть, некоторые песенки вы смогли узнать? Кто покажет и пропоёт их? (Выставляются символы гласных звуков (по Т. А Ткаченко). Дети указывают на изображения и поют соответствующие звуки. Логопед пытается выяснить, по каким признакам они узнали звук. Дают характеристику гласным звукам.
Вариант № 2. Логопед читает детям потешку. Предлагает им при помощи картинок, поделив её на части. При этом каждая часть распределяется при произнесении на определённый участок по длительности выдоха.
Одновременно потешка произносится ребёнком, при этом, указательный пальчик левой или правой руки «бежит» по звуковой дорожке. Каждый фрагмент потешки должен произноситься на одном выдохе.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Вариант № 3.
Дети проводят пальцем по элементам линиям, сходных с изученной буквой ([а], [у], [о],
[и], [э], [ы], одновременно чётко и правильно произносят соответствующий звук.
Вариант № 4.
Логопед предлагает детям поиграть в «Прятки», отыскать все спрятанные печатные гласные и согласные буквы, обводя по контуру указательным пальцем правой или левой руки по каждой из них, одновременно произносится соответствующий звук. Мягкость и твёрдость согласного выделяется цветовой гаммой (синие и зелёные). Гласные – красного цвета.
Многофункциональное развивающее пособие
«Занимательные кубики или башня принцессы».
Пособие представляет собой три мягких куба разного размера: большой, средний и маленький. Кубы собраны в башенку. На каждой из сторон башни разные функциональные возможности; двусторонние платочки, соединенные при помощи кнопок, шнурков, липучек; обезьянка - её изображение разделено на 3 части, каждая из которых символизирует положение звука в слове; цифры – 1,2,5; круги разного размера – маленький, средний, большой.
Игра «Обезьянка».
Цели: упражнять в определении места звука в слове, обучать умению доказывать принадлежность звука к группе согласных или гласных звуков по существенным признакам, развивать тонкую моторику пальцев рук, создавать эмоционально – положительную атмосферу во время выполнения задания.
Ребёнок находит картинку в названии которой заданный звук находится в определённой позиции (начало, середина, конец слова) и «пристёгивает» к соответствующему кубу, четко проговаривая слова и определяя место звука в слове.
Игра «1- 2- 5, сосчитай и пришнуруй».
Цели: упражнять в согласовании числительных и существительных, закреплять математические представления, развивать тонкую моторику рук, мышление.
Перед ребёнком расположены картинки с изображением разного количества предметов (1-2-5). Нужно сосчитать предметы на картинке и прикрепить шнуровкой к нужной цифре. Можно задать вопрос: «Про какие предметы можно сказать один? Одна? Два, две, пять и т. д.» Как вариант : сколько цифр, столько раз повторить слово.
Игра «Гномики и великаны».
Цели: упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами существительных, в подборе родственных слов, расширять сенсомоторный репертуар.
Ребёнку предлагается картинка с изображением какого либо предмета, например, топора.
Нужно отправить топор в страну гномов – топорик, или в страну великанов – топорище, проговорить и прикрепить к соответствующему кубу (на кубе изображен большой, маленький кружок).
Игра «Загадка – отгадка» или «Угадай, что это?»
Цели: обогащать словарный запас, выделять основные признаки предмета, развивать мышление, навыки звукового анализа, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.
Перечислив основные признаки и свойства предмета, просят ребёнка угадать его название. Например: красное, спелое, сочное, растёт на дереве – яблоко. В этой игре целесообразно также использовать загадки с последующим разъяснением ответа: Зимой белый, летом серый, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).
После отгадывания обязательно проговорить, почему именно ответ правильный, обосновать его. Затем открыть окошечко (расшнуровать, расстегнуть кнопки, разлепить липучки) и убедиться в правильности ответа. Как вариант можно сначала открыть окошечко, посмотреть на схему: слова-предметы, слова – действия, слова – признаки, и как можно больше их назвать. Или использовать символ любого звука, букву, дать задание придумать как можно больше слов на заданный звук.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1968 г.
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., Сфера,2001г.
Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., Сфера, 2001г.
Логопедия / Под ред. Проф. Л. С. Волковой. М., 1989 г.
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997 г.
Выготская И. Г. Берковская Н. В. Звукогород. Буквоград. Златоустье. М., 1999.
Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. М., 2003г.
Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте. М., 2000 г.
Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения. Речевое и слуховое внимание, фонетическая память, активизация словаря, тренировка дикции, артикуляционная, познавательная активность. Развитие речи. М., 2006 г.
Филичева Т. Б., ТумановаТ. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием : воспитание и обучение. М. ,2000г.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Ястребова А. В. Основы логопедической работы с детьми. М., АРКТИ 2003г.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., АСТ, 1999г.
Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991 г.
Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. Метод. рек. по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб., 2006г.