Нина Меркулова
Развитие речи детей 2–3 лет
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие речи детей. В целевых ориентирах ребенка раннего возраста: ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек. Дети в возрасте 2—3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Она меняется буквально каждый месяц: ребенок начинает говорить цельными конструкциями, разучивает новые слова, все четче выговаривает звуки. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.
Публикация «Развитие речи детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Даже самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.
К трехлетнему возрасту у ребенка активно развивается речевой аппарат, накапливается словарный запас, достигая 1000 слов. Развитие речи у детей 2-3 лет — главное достижение этого возраста.
Возрастные нормы развития речи в 2-3 года.
Период с года до трех лет в психологии развития называется ранним детством. Этот промежуток оказывает влияние на последующее психическое развитие человека. Преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера, ребенок учится манипулировать предметами, осваивается в мире объектов. До 2 лет ребенок имеет в своем запасе 10-20 слов, которые понятны только ему.
Для трехлетних детей взрослый — соучастник предметной деятельности, партнер в освоении неизведанного, показывающий, как использовать тот или иной предмет. Каждое действие сопровождается словами. Происходит общение между двумя людьми, которое обеспечивает речевое развитие детей 2-3 лет. Речевое общение в этом возрасте — способ делового сотрудничества.
К трем годам ребенок начинает понимать рассказы не только о предметах, которые находятся в его поле зрения, но и о тех, которые выходят за его пределы. Он совершенствует понимание речи взрослых, при этом улучшает свою, способен выразить свои желания и мысли.
В 3 года он объясняется фразами, его понимают окружающие. Ребенок читает короткие стихи наизусть, строит полные предложения. Словарный запас у девочек в раннем детстве в 2 раза больше, чем у мальчиков.