Эвелина Савкина
Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворений о зиме» (заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Чтение стихотворений о зиме.
(Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»)
Образовательная область: речевое развитие. Развитие речи
Цель: Приобщение детей к восприятию поэтических произведений
Образовательные: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Чтение стихотворений о зиме“ (заучивание стихотворения И, Сурикова „Детство“)» размещена в разделах
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Развивающие : Развивать поэтический слух, память
Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к природе и стихотворениям
Предварительная работа: Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях. Чтение стихотворений о зиме, составление рассказа о зиме по картинкам, составление рассказа по картине «Зимние забавы»
Материалы и оборудование:
Оборудование для воспитателя: мольберт, презентация – телевизор, снежинка
Оборудование для воспитанников:
Демонстрационный материал: портрет Ивана Сурикова, иллюстрация «Зимние забавы»
Виды детской деятельности : Коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, двигательная деятельность, игровая деятельность
Ход занятия:
1. Вводная часть
У меня в руках снежинка. Она необычная, а волшебная. Догадываетесь, от кого она, кто её прислал? Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете, наверняка. Слушайте внимательно:
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила»
- Кто догадался, о чем загадка? (о Зиме)
Воспитатель: Зима – не только красивое время года, но и волшебное…
Сейчас мы будем снежинку друг другу передавать и слова о том, какая зима, называть.
Игровое упражнение: «Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»
Ответы детей (снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная)
Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках, а художники пишут картины зимней природы.
2. Основная часть
А вы хотите попасть в зимний лес и увидеть красоту зимней природы, которую изображают художники в своих картинах?
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Воспитатель: Мы посмотрели, как художники изображают красоту зимней природы в картинах. А ещё красоту зимней природы воспевали в стихах.
Чтение стихотворения «Белая берёза» С. Есенина
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
Воспитатель Зима не только красивое время года, но и весёлое. Что можно делать зимой?
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять (дети шагают)
Бабу снежную лепили (изображают рука снеговика)
Птичек крошками кормили (сыпят крошки)
С горки мы потом катались (приседание)
Все в снегу домой пришли (стряхивают снег)
Сьели суп и спать легли (имитируют движения по тексту)
Воспитатель: О зимних забавах поэты тоже сочиняли стихи. И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с одним стихотворением. Скажите, вы помните, чем стихотворение отличается от сказки и рассказа? (в нём есть рифма)
Сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Захаровичем Суриковым. Вот перед вами его портрет. Все свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой лепить снеговиков, кататься на санках с горы (тогда еще не было ледянок и ватрушек, все с горы катались на санках, Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием «Детство».
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Далее воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию стихотворения и выставляет картинки- мнемосхемы по его содержанию.
Воспитатель: С каких слов начинается стихотворение? Где жил поэт? (в деревне)- Вот моя деревня, Вот мой дом родной (зачитать строчку из стихотворения и поставить картинку на доску) - Что делает мальчик? - Катается на санках с горки. (картинку) - Что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор? - Вот свернули санки, И я на бок – хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. - Что делают друзья мальчишки? - Весело хохочут. - Какая беда случилась с мальчиком - Все лицо и руки залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Как вы думаете серьезное ли горе у мальчика (голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей). Выслушивает мнения детей - Ребята, а Вы падали в сугроб? Вам было больно, или весело.
Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки схемы на мольберте воспроизвести стихотворение по памяти
Воспитатель: - Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?
3. Заключительная часть:
- О чем сегодня говорили на занятии? (О зиме. Какая бывает зима? Кто ее воспевает?- Композиторы, художники и поэты.)
Воспитатель: - С каким произведением мы познакомились (Произведение называется-«Детство»)
- Как зовут автора? (Суриков Иван Захарович)
Воспитатель: - Скажите, ребята, чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?
Воспитатель: - Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!
Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо!