Елена Савенкова
Педагогический опыт «Развитие конструктивных умений и навыков у детей с ТНР через занятия по художественным трудом«
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему:«Развитие конструктивных умений и навыков у детей с ТНР через занятия по художественному труду и аппликации».Воспитатель: Савенкова Е. Н.
В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит очень важная задача развитие конструктивных умений и творческого потенциала подрастающего поколения. Развитие творческой и уникальной личности невозможно без развития конструктивных способностей и творческого воображения. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, являются продуктивные виды деятельности, в частности художественный труд и аппликация. Аппликация и художественный труд предоставляют детям большие возможности для развития конструктивных умений и навыков, проявления фантазий, творчества, в процессе, которого, ребёнок создаётся что – то красивое, необычное. Не владея конструктивными умениями, ребёнок ничего не сможет создать. Для того, чтобы ребёнок овладел умениями, необходимо обучать детей постепенно опираясь на их опыт, сочетая знакомое, с незнакомым.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, в процессе систематического труда – детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Хорошо развитая рука ребёнка даёт ему возможность активно познавать мир, а также выражать свои мысли не только словами, но и через разные формы практической деятельности. То, что аппликация и ручной труд способствуют развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий – бесспорный факт.
Совершенствование мелкой моторики в процессе изготовления поделок из бумаги, ткани, природного и бросового материала способствуют развитию речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Занятия по аппликации и ручному труду увлекают дошкольников, способствуют развитию мышления, памяти, внимания, воображения, художественного вкуса.
Аппликация и труд создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняя терапевтическую функцию.
При изготовлении поделки, ребёнок может проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. В процессе аппликации и художественного труда ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать конструктивными умениями и навыками, учится осознанно их использовать.
Труд по изготовлению поделок из бумаги, природного и бросового материала, ткани способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так – то просто сделать поделку. Её изготовление требует определённых волевых усилий: когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается их разрешить. Иногда ребёнку не удаётся сразу выполнить какую либо работу. Под руководством взрослого ребёнок учиться устанавливать причины неудач, преодолевать их.
При этом у него формируется целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, что так пригодиться в школе.
На занятиях дошкольники постигают навыки планирования предстоящей работы, учатся намечать последовательность её выполнения, проводить простейший анализ, делать выводы. На занятиях по аппликации и труду у детей есть реальная возможность для формирования у них контроля и оценки собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок, дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Занятия по труду и аппликации способствуют развитию коммуникативных способностей. Исходя из вышеизложенного, я считаю данное направление наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет наиболее эффективно развивать конструктивные умения и навыки у детей ТНР посредствам художественного труда и аппликации.
Поэтому цель моей работы: способствовать развитию конструктивных умений и навыков у детей с ТНР посредством использования аппликации и художественного труда, необходимого для развития личности и подготовки детей к обучению в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать методическую литературу по развитию
конструктивных умений и навыков у детей с ТНР в процессе
использования аппликации и художественного труда.
2. Определить степень сформированности конструктивных умений и навыков у детей с ТНР.
3. Разработать и реализовать перспективное планирование по развитию
конструктивных умений и навыков у детей с ТНР:
- по аппликации и художественному труду в старшей и подготовительной
группе;
- по работе кружка по оригами «Фантазёры».
4. Cформировать у детей, интерес к продуктивным видам деятельности
(аппликации и художественному труду) через НОД;
5. Создать в группе условия для самостоятельной деятельности детей;
способствовать тому, чтобы каждый ребёнок смог вырезать, сложить,
наклеить то, что для него интересно или эмоционально значимо,
получит удовлетворение, и радость от своей созидательной деятельности.
6. Развивать речь, внимание, память, усидчивость, логическое и
пространственное воображение, мелкую моторику, глазомер.
7. Воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с
взрослым, с детьми, к собственной деятельности, её результатам.
8. Вовлечь родителей в совместную конструктивную деятельность,
формировать их компетентность в данной области.
Опыт работы, по развитию конструктивных умений и навыков у детей с тяжёлым нарушением речи, формировался в условиях МБДОУ детский сад № 9 «Красная Шапочка».
Работая с детьми ТНР в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностики и на свои собственные наблюдения за деятельностью детей на занятиях по художественно - эстетическому развитию. И поняли, что у детей с ТНР недостаточно развита мелкая моторика, плохо скоординированы движения, слабо развита познавательная сфера, недостаточен самоконтроль, присутствует не уверенность в себе, скудное воображение, неустойчивое внимание. Поэтому одним из наиболее эффективных путей развития детей с ТНР является развитие конструктивных умений и навыков через занятия по аппликации и художественному труду.
В связи с этим нами был разработан план, имеющий 3 этапа.
• Подготовительный этап.
• Основной этап.
• Итоговый этап.
На подготовительном этапе нами были реализованы следующие задачи:
• Изучить имеющиеся у детей конструктивные умения и навыки, наличие интереса к аппликации и труду.
• Подобрать необходимую методическую, художественную литературу
по данной теме.
• Разработать конспекты занятий по труду и аппликации.
• Разработать и внедрить в образовательный процесс ДОУ:
- перспективное планирование по аппликации; по художественному труду;
- по кружковой работе.
• Анкетировать и привлечь родителей воспитанников к данной проблеме.
• Пополнить предметно развивающую среду.
На подготовительном этапе нами проведен мониторинг с целью определения имеющихся у детей старшего дошкольного возраста с ТНР конструктивных умений и навыков в аппликации и художественном труде.
Детям предложили выполнить задание: изготовить подарки для куклы Кати, позволяющие зафиксировать и количественно оценить:
- наличие конструктивных умений и навыков;
- способы выполнения работы;
- умение анализировать, оценивать свою работу и работу товарищей.
Для оценки мониторинга использовались следующие критерии:
1 балла – ребёнок затрудняется в выполнении задания или не выполняет задание совсем. Не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и конструктивными умениями и навыками. Ребёнку, необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны воспитателя.
2 балла - ребёнок испытывает незначительные затруднения при выполнении задания. Проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и конструктивными умениями и навыками. Ребёнку, необходима незначительная поддержка и стимуляция деятельности со стороны воспитателя.
3 балл - ребёнок проявляет самостоятельность, инициативу, творчество при выполнении задания, умеет планировать этапы изготовления поделки. Испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет, техническими и конструктивными умениями и навыками.
Результаты диагностического обследования детей (старшей группы) на начало 2023 года представили в виде диаграммы. По результатам мониторинга мною сделаны следующие выводы: у детей недостаточно развиты конструктивные умения; дети испытывают затруднения в способах выполнения работы, в умении анализировать образец, в проведении анализа своих работ и работ товарищей. А также детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, у детей плохо развита моторика. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. У детей наблюдается повышенная утомляемость, низкая работоспособность, недостаточная развитость психических процессов: внимание, памяти, мышления. Педагогическая диагностика позволила нам не только выявить типичные затруднения детей, но и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.
Для решения данной проблемы мною были поставлены следующие задачи:
1. Формировать у детей интерес к продуктивным видам деятельности.
2. Оценить динамику развития ребёнка при внедрении в образовательный процесс ДОУ перспективного планирования:
- по аппликации; - по художественному труду; - по кружковой работе.
3. Создать в группе мобильную предметно – развивающую среду,
стимулирующую художественно – эстетическое развитие ребёнка.
4. Развивать конструктивные и творческие способности в работе по
образцу с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
5. Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
Мною были изучены методические разработки по данной проблеме исследования: Е. К. Брыкина «Творчество детей в работе с различными материалами»; Г. И. Долженко «Сто поделок из бумаги», Н. Ф. Тарловская и Л. А. Топоркова «Обучение детей конструированию и ручному труду в малокомплектном детском саду»; А. П. Васильева – Гандус «Уроки занимательного труда»; опыт работы «Картинки из ваты и пуха» автора Т. В. Семеновская; «Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью технике оригами» Н. Г. Соловьёва; программа Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд». Проанализировав данные мониторинга и изучив необходимую методическую литературу, мною разработан перспективный план по аппликации и ручному труду на 2 учебных года.
Так же, мною было проведено анкетирование родителей. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию конструктивных умений и навыков у детей. Поэтому перед нами встала необходимость работы над данной проблемой не только с детьми группы, но и с их родителями.
Чтобы стимулировать самостоятельную деятельность и инициативность детей мы в группе обогатили предметно - развивающую среду необходимым дидактическим материалом и оборудованием.
Эффективность любого обучения, зависит от того насколько оно увлекательно, интересно ребёнку, на сколько активизирует его познавательную активность. Для формирования устойчивого интереса к конструктивной деятельности на занятии систематически мною используется устное народное творчество (загадки, потешки, скороговорки, стихотворения, художественная литература. Чтобы заинтересовать детей процессом созидания вселить в них уверенность на занятии мною используются следующие методы и приемы.
- Словесные методы: объяснение способов действия с инструментами и
материалами, объяснение способов выполнения работы; использование
художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т. д.); совместный анализ
выполненной работы; анализ детских работ самими детьми.
- Практические методы: наблюдение; упражнение; обучение детей
приёмам и способам выполнения работы по аппликации и художественному
труду; самостоятельное выполнение детьми работы.
- Наглядные методы: показ способов действия с инструментами и
материалами; обследование предметов, образцов, рассматривание
картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
показ способов выполнения работы.
- Игровые методы: сюрпризные моменты; игровые ситуации; использование
пальчиковых игр и упражнений; использование динамических упражнений;
обыгрывание своих поделок.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей
на занятиях:
• Фронтальная – одновременная работа с детьми.
• Индивидуально - фронтальная – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы.
• Групповая – организация работы в группах.
• Индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Приёмы обучения:
Обучение с помощью образцов – это необходимый и важный этап, в ходе
которого, у детей формируются различные конструктивные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций. В зависимости от уровня знаний и умений в работе с детьми нами используются:
• Полный показ с подробным объяснением своих действий.
Данный способ обучения, основан на подражании, обеспечивающим прямую передачу готовых знаний, способов действий от взрослого к ребёнку.
• Поэлементный показ изготовления поделки, т. е. ребёнку показывают те приёмы, которые ему не знакомы.
• Несколько образцов на выбор (творческое воплощение ранее усвоенных приёмов). Например: дети научились делать коробочки по выкройке. Через
некоторое время перед ними ставим учебную задачу – сделать игрушку по выкройке (тематика – на выбор: корзинка, коляска, тележка, тачка). Основа конструкции прежняя, поэтому приёмы работы с выкройки не показываем, а наталкиваем детей на поиск приёмов преобразования коробочки в другой предмет.
В работе с детьми по изготовлению поделок по образцу придерживаюсь
определённой схемы.
1. Рассматривание и анализ образца. Обследование образцов помогает детям овладеть обобщёнными способами анализа – умение определять основные части, устанавливать их пространственное расположение. На занятии стараюсь подчеркнуть детям значимость анализа: «Научитесь рассматривать, это поможет вам рассмотреть игрушку, которую захотите сделать сами.»
2. Установление поэтапной последовательности изготовления с
предварительным планированием хода работы.
3. Выбор способа соединения частей игрушки (при работе с природным и бросовым материалом).
4. Подбор материалов и инструментов (с помощью воспитателя или самостоятельно)
5. Изготовление игрушки. В процессе труда осуществляется контроль за работой детей, за соблюдением ими правил техники безопасности при использовании инструментов, оказывается помощь затрудняющимся. Важно побуждать ребят к самостоятельному решению в совершенствовании конструкции игрушки, и украшении.
6. Анализ и оценка (в процессе которого у детей формируются умения оценивать результаты своей работы и работы товарищей). Оценка детской деятельности на занятии осуществляется с позиции успешности решения поставленных учебных и познавательных задач: что получилось хорошо и почему, чему ещё следует научиться, в чем причина неудачи? Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Например: при изготовлении домка ставим задачу: формировать навыки сгибания бумаги вчетверо. У некоторых детей сгибы получились округлённые и края на месте сгибания точно не совпали. В оценке с помощью вопросов: «Почему у домика не острые углы? Почему домик не стоит ровно на столе?» устанавливается зависимость между способом действия и полученным результатом. При анализе коллективных работ обязательно оценивается умение детей договариваться о предстоящей работе, распределять её, уступать друг другу, сообща завершать начатую работу. При выполнении аппликации с натуры, анализ будет сравнительным задаваемые нами вопросы должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли наклеены его составные части. Занятия по замыслу способствуют формированию у детей умения самостоятельно планировать деятельность. Ребёнок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность (что сделать сначала, что потом и т. д). Организуя такие занятия необходимо их начинать с формирования замысла, иначе дети создадут то, что делали уже не раз. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня конструктивных умений и навыков, которые ребёнок получает в результате систематического обучения на занятиях.
В декабре 2023 учебного года мною проведена промежуточная педагогическая диагностика, чтобы посмотреть каких результатов мы достигли.
Проведённыя нами работа дала положительные результаты.
Я, решила дополнить ранее поставленные задачи и во втором полугодии: обучать детей работать не только по образцу, но и научить детей работать по готовой выкройке, создавать объёмные фигуры, вырезать из
бумаги сложенной гармошкой, создавать симметричные фигуры, выполнять аппликацию способом: обрывания, бумажные комочки, соблюдать последовательность при выполнении работы и т. д.
Детей, учила работать по готовой выкройке, и с принятыми в чертежах обозначения: по сплошной линии – разрезать, по пунктирной линии – складываем, хорошо проглаживая линию. Например: показывая чертёж прямоугольной коробочки, обращали внимание детей на условные обозначения: сплошная линия – разрез, пунктирная – сгиб.
Использование – «чертежей», «схем», «выкроек» не только вводит ребёнка в мир знаков и символов, но и учит его анализировать, продумывать этапы работы, читать и разбирать «чертежи» и «схемы», контролировать себя по ходу работы и сверять с образцом по её окончании.
Чтобы предоставить детям возможность в свободное от занятий время развивать свои умения, навыки по аппликации и ручному труду, мною в группе создан центр: «Художественного творчества» для самостоятельной деятельности детей. В центре я поместила разнообразные материалы: разные виды бумаги, ткани, бросовый и природный материал, а также образцы выполнения поделок, выкройки, дидактические игры.
Дети имеют свободный доступ к материалам и возможность экспериментировать с ними. В первое время дети к работе в центре привлекались ненавязчиво, используя удобные ситуации повседневной жизни. В центре изготавливались сувениры и подарки на праздники для детей и кукол, открытки на дни рождения, атрибуты для сюжетно - ролевых игр.
Безусловно, в группе были такие дети, которые не испытывали интереса к конструктивной деятельности. Непринужденно, не настаивая, мы старались заинтересовать необычной, интересной игрой и ненавязчиво вовлекали их в работу в центре «Художественного творчества». Вся работа в центре организованна с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Если ребёнок легко и быстро справляется с заданием, мы предлагали ему более сложное задание, и наоборот, в случае затруднения, побольше задерживали внимание детей на простых заданиях.
Для того, чтобы детские работы были интересными, мы стимулировали творческую активность детей, обеспечивали ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности, не давая прямых инструкций, создавая условия для проявления собственной фантазии. Учитывая тот факт, что обучение детей более эффективно проходит через игру, мною были разработаны и апробированы в работе с детьми дидактические упражнения по развитию конструктивных навыков:
- «Назови, что вырезал»;
- «Что получилось?»
- «На что похоже?»,
- «Весёлый цилиндр»,
- «Укрась силуэт»,
- «Догадайся, что надо сделать? (Работа по схеме);
- «Посмотри и сделай». (Работа с операционными картами);
- «Вырежи, что бывает круглой, овальной формы», и т. д.
Перечисленные игры систематически используются нами в индивидуально- коррекционной работе с детьми ТНР.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству семей из коррекционных групп, т. к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Родители - основные помощники в усвоении программы по аппликации и труду. Успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Некоторые родители, приведя ребенка в специальные группы нашего детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы, и у него нет особых проблем. У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам.
Поэтому основой в работе с семьей я считаю выстраивание партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, что, безусловно, способствует развитию личности дошкольника. С первых месяцев пребывания ребенка в нашей группе я привлекаю родителей детей к активному участию, не только в жизни группы, но и в жизни дошкольного образовательного учреждения и города. Мною используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: анкетирование, беседы, семинары – практикумы, мастер – классы, круглые столы, тематические выставки, и др. формы работы.
Проанализировав данные мониторинга и обобщив материал по данной теме, я пришла к выводу о том, что в группе необходимо организовать работу кружка «Фантазёры», в котором бы дети, развивали, свои конструктивные умения, навыки, посредствам использования техники «оригами». Поэтому с 2023 года, мною с согласия родителей законных представителей 1- раз в неделю во вторую половину дня организуется кружковая работа. Для проведения кружковой работы, мною составлен и внедрён в образовательный процесс перспективный план, изготовлены пооперационные карты, схемы, образцы, продуманны дидактические игры и упражнения, подобран большой практический материал необходимый для проведения кружковой работы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, стихи, отрывки из сказок, рассказов.
Прежде чем приступить к работе с детьми вначале анализируем предстоящую работу, намечаем основные этапы: например, задавала такие вопросы: «Как вы думаете, что нужно сделать сначала, чтобы сделать поделку? Что потом? Какие нужно совершить трудовые операции? и т. д.» Приучаю детей помогать друг другу по возможности в работе, никогда не навязываю своего мнения, стараюсь прислушиваться к желанию детей.
Чтобы, детям было интересно, заниматься в кружке я использовала сказочных персонажей: Незнайку, гнома Почемучку, Буратино, персонажей
мультфильма: «Смешарики», «Маша и медведь» и т. д. Персонажи всегда рады встречи с детьми, рассказывали, что сегодня они будут делать, знакомили с новыми материалами. Очень важно, чтобы изготовленные детьми поделки имели практическое назначение.
На итоговом этапе назрела необходимость выяснить, каких результатов мы добились в своей работе. Исходя, из этого мы сформулировали задачи итогового этапа:
1. Выявить новый уровень развития конструктивных умений и навыков у
детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
2. Определить эффективность предложенной системы работы по развитию конструктивных умений и навыков у детей с ТНР.
Итоговый этап включал в себя те же методы выявления уровня развития конструктивных умений и навыков у детей с ТНР, что и на подготовительном этапе. Педагогическая диагностика проведённая в конце года (2024) дала следующие результаты.
Вывод: полученные результаты диагностики показали нам, что развитие конструктивных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с детьми ТНР дало положительные результаты. Положительная динамика была достигнута за счёт того, что образовательный процесс с детьми проводился в системе. Использовались разные технологии, методы, приёмы и формы работы с детьми. Использовалось перспективное планирование:- по аппликации,- по художественному труду, - по кружковой работе, - по работе с родителями. Мобильная предметно – развивающая среда, созданная в группе, стимулировала творческую активность ребёнка. Осуществлялось тесное взаимодействие с семьями воспитанников по данной проблеме.
В результате проделанной работы у детей появился интерес и желание работать в знакомых техниках; они приобрели необходимые технические, конструктивные умения и навыки; стали более организованны, внимательны, самостоятельны, творчески подходят к продумыванию будущей поделки; у детей сформировались более чёткие представления о предметах и явлениях окружающего мира. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. В результате проделанной работы у детей нашей группы снизилась утомляемость, повысилась работоспособность, активизировались мыслительные процессы, улучшилась мелкая моторика пальцев рук., координация движений, а следовательно улучшилась и речевая деятельность. У детей повысилась коммуникабельность: дети научились взаимодействовать друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов. Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор средств, ставить цели и выполнять их. Следовательно, подобранная нами система работы по развитию у детей конструктивных умений и навыков оказалась эффективной.
Заключение.
Предложенная система работы не только даёт знания, умения и навыки, но и учит детей видеть красоту окружающего мира; учит мыслить, анализировать, обобщать - позволяет сделать то, что для ребёнка интересно и эмоционально значимо. Работа по данной теме позволяет детям получить удовлетворение и радость от своей созидательной деятельности, вселяет уверенность в себе. У детей укрепились мышцы пальцев рук, что оказало положительное влияние на развитие речи детей. Речь детей стала более чёткой, уверенной, связной.
Дети стали более раскованные, активные, уверенные в своих силах. Научились начатое дело доводить до конца. Работу выполняют качественно и аккуратно. В детях возрос познавательный интерес, развились наблюдательность, внимание, воображение, усидчивость. Дети научились договариваться, обговаривать свои действия. У них повысилась коммутативность, они научились дружить, работать в коллективе.