Комалова Любовь
Развитие речевых способностей детей в группах раннего возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевых способностей детей в группах раннего возраста
средствами театрализованной деятельности
«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»
Джанни Родари
Темочки:
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию : ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Следовательно, приоритетным направлением в работе с детьми раннего возраста должно быть развитие речи, так как он наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.
В начале учебного года нами был проведен мониторинг областей развития детей, по результатам которого у большей части оказался низкий уровень речевого развития. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем нужно создать такие условия, которые позволят активно в игре развивать речь.
Для решения выявленных проблем можно разработать систему образовательной работы с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием театрализованной игры, совместной работы с родителями воспитанников.
Более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.
Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в группах раннего возраста. В процессе работы с театрализацией, мы отметили, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило нам пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тилибом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок") Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является :
- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Атрибуты для кукольного театра должны быть расположены в группе так, чтобы малыши могли свободно пользоваться ими, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию.
Для организации театрализованной деятельности в нашей группе имеется ширма, занавес. Наш театральный уголок пополнился атрибутами к сказкам, элементами костюмов к театральным постановкам. Особой популярностью в нашей группе пользуется настольный театр игрушек, подобранный к определенным сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. Детям легко играть с такими куклами.
Театрализованная деятельность может быть эффективной в развитии связной речи детей дошкольного возраста при следующих условиях:
- организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;
- создания единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования речевых навыков дошкольников в театрализованной деятельности;
- создания коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта речевого развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в театрализованную деятельность.
Этапы организации работы по развитию связной речи детей группы раннего возраста в театрализованной деятельности :
1. Составление картотеки игр-упражнений на развитие навыков театрализованной деятельности у детей раннего дошкольного возраста
2. Создание театрального уголка с различными видами театра : настольным, пальчиковым, плоскостным, театром «Варежка», театр бибабо и др.
3. Выбор и чтение художественной литературы и русских народных сказок
4. Постановка сказок
5. Подготовка консультационных материалов с целью повышения компетентности родителей: Подборка интересных и доступных по содержанию игр, заданий, упражнений, которые можно самостоятельно использовать дома.
- «Роль художественной литературы в развитии речи детей»,
- «Чем хороши театрализованные игры»,
- «Зачем ребенку кукольный театр?»,
- «Значение театрализованных игр и постановок в эстетическом развитии детей»,
- «Играем в кукольный Театр»,
- «Домашний кукольный театр».
- «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного
возраста»;
-«О роли родителей в развитии речи детей»,
- «Играйте вместе с детьми»,
- «Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка»,
Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам. В работе с родителями мы стремимся достичь таких отношений, когда семья становится активным помощником. Для родителей провожу консультации, даю советы, и рекомендации. В план родительских собраний включаются игровые практикумы. За счет освоения театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, обогащается и активизируется словарный запас, речь становится более отчетливой, интонационно выразительной, появились умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры.
На данный момент благодаря системной театрализованной деятельности в режимных моментах у детей нашей группы начинает развиваться активная речь, и вырабатываются игровые умения. Дети формируют умение быть доброжелательными зрителями, а в актерской игре стали использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, сила, тембр голоса, темп речи).
Данный опыт может быть использован как начинающими, так и опытными педагогами с детьми раннего возраста в непосредственной образовательной и совместной деятельности.