Нечаева Наталья Сергеевна
Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста через логоритмические упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения [1]. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, неправильное питание, некачественная вода, - лишь некоторые моменты, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В раннем возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического и психического развития, в том числе и речи. Эмоциональность ребёнка, его потребности, интересы, темперамент, характер – весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Социальная проблема состоит в том, что в последние годы обозначился замедленный темп роста и развития детей – децелерация (поздно формируются первые слова, звуки, фразовая речь, органы артикуляции и т. д., а это говорит о том, что существуют причины, мешающие ребёнку самостоятельно развиваться. Задержки в формировании речи обусловлены несколькими факторами. К эндогенным (факторам внутриутробного развития) относятся патология и незрелость периферического и центрального отделов речедвигательного и речеслухового анализаторов, участвующих в порождении и восприятии речи. К экзогенным (внешним) относится неблагоприятное влияние языковой среды. Недостаточное речевое общение взрослого с ребёнком, интенсивный сложный для восприятия поток информации и др. Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи врачей и специалистов, которая в значительной мере ускорит ход умственного, физического и речевого развития детей. Пластичность активно формирующегося мозга двух-трёхлетнего ребёнка позволяет компенсировать многие недостатки формирования физического здоровья, психической и речевой деятельности. Для того чтобы речь ребёнка была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, а этому может научить только взрослый. А чем раньше речевой аппарат заработает в полную силу, тем быстрее произойдёт развитие восприятия, понимания смыслового содержания словесных сигналов. За год, от двух до трёх лет, значительно и быстрыми темпами развивается словарь детей, и при хороших условиях число слов, которыми владеет ребёнок этого возраста, достигает тысячи. Такой большой запас слов позволяет ребёнку активно пользоваться речью. Главное не упустить этот период в жизни ребёнка. Логоритмические занятия - это не только обучение, но и радость общения ребёнка и взрослого.
Публикация «Развитие речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста через логоритмические упражнения» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Логоритмика представляет собой эффективное дополнение к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены целям логопедии. Логопедическая ритмика направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач: улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи, развитие чувства ритма посредством формирования слухового внимания [2]. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Основополагающий принцип логопедической ритмики - взаимосвязь музыки, движения и речи. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях, так как оказывает влияние на качество исполнения движений: улучшающих их выразительность, ритмичность, чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость. Эмоциональная окрашенность движений музыкой придаёт движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность и в то же время содействует их непринуждённости. Метрическая пульсация под музыку, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем, а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма. Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают пространственно-временную ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения [2].
В основе логоритмической деятельности лежит восприятие – воспроизведение ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, графических). Ритмические структуры вводятся последовательно: от ритма повторности и темповых отличий равнометричного повтора к ритму чередования (в самой доступной его форме). Формирование представлений о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах осуществляется в неразрывном единстве. В игровой форме дети учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Каждая деятельность включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма (выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов и т. п.). Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом. Обучение детей игре на шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо чувства ритма) задач: развитие внимания и памяти, мелкой моторики, координации движений и т. д. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме мини-спектаклей, сказок, игр, создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в образовательном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей. Логоритмическая деятельность включает следующие разделы [4] :
1. Речедвигательные игры и упражнения
Предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации:
Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков.
Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления умственного напряжения.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
2. Танцевально-ритмические упражнения
Являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей :
Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определённые группы мышц, регулировать мышечный тонус.
Игроритмика - это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку.
3. Музыцирование
Это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.
Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса.
Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин.
4. Эмоционально-волевой тренинг
Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивление, страха, злости, интереса, горя, спокойствия).
5. Художественно-творческая деятельность.
Развитие творческого мышления и воображения. Воспроизведение графических и изобразительных структур ритма.
Таким образом, использование логоритмики в системе логопедической работы позволяет значительно улучшить преодоление речевых нарушений, а также физическое и психоэмоциональное развитие детей в целом.
Литература
1. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века. М. ,2003.
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М. ,1985.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М., 2007.
4. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей :Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. -Сфера-2010.
5. Лукина, О. И. Притопывать ногами и прищёлкивать перстами/О. И. Лукина// Дошкольное образование. -1999.-№2.
6. Моисеева, Р. Пальчиковые игры и упражнения/Р. Моисеева// Дошкольное воспитание. -1999.-№5.
7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - URL :https://school-collection.edu.ru