Комарова Оксана
Развитие речевой культуры обучающихся 5–9 классов на уроках русского языка и чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из причин, препятствующих включению в социум учащихся с интеллектуальной недостаточностью, является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствуют самореализации ребенка, его личностному росту, процессу адаптации. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими. При этом специальная педагогика (олигофренопедагогика) предлагает широкий спектр учебных и методических рекомендаций по проблеме речевого развития умственно – отсталого школьника, а конкретные способы, средства и методы каждый учитель подбирает индивидуально, исходя из особенностей класса, имеющихся проблем в речи детей.
Публикация «Развитие речевой культуры обучающихся 5–9 классов на уроках русского языка и чтения» размещена в разделах
- Литературное чтение
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развитие, совершенствование и обогащение речи умственно- отсталых учащихся – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач преподавания русского языка и чтения в коррекционной школе. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложненной недоразвитием слухового и речедвигательного аппаратов. Все это приводит к значительным затруднениям в овладении ими речью. Речи умственно – отсталых учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и др.
Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов умственно-отсталыми детьми препятствует и изучению ими орфографии, т. к. обучать орфографии невозможно без учета взаимодействия лексического и грамматического значения.
Развитая речь предполагает владение достаточно большим запасом слов, умение использовать арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение правильно пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника.
На практике на уроках русского языка можно использовать практически все методы и формы работы. Известные педагогике: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнений, практической и самостоятельной работы.
Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы считается - исследовательский метод. Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность не чужда и детям с умственными отклонениями. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
В коррекционной же школе очень трудно на практике применить исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом, орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и искать варианты ответов, мыслить, анализировать учебный материал, сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы, выбирать правильные ответы, дифференцировать знания, запоминать стихи, значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать подходящие слова и выражения, делать выводы и обобщения.
Работу исследовательского характера в коррекционных классах удобно проводить при работе над словом:
- это и знакомство с новыми словами;
- составление и анализ словарных статей к изучаемому слову;
- словарно-орфографическая работа на уроке;
- работа со словарем.
В зависимости от того, какие цели ставит учитель при работе над словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию:
- может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словарного запаса,
- может исследовать грамматические цели;
- может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.
Значение слова у детей формирует у него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов, слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и рифмой.
* замена слова в словосочетании –
прозрачный воздух - свежий, чистый
любимое дело - увлекательное дело…
* подбор наиболее точного слова по смыслу:
Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.
Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.
* составление предложений со словами синонимического ряда:
помощь – первая, неотложная, скорая
грязный – руки, овощи, улица
* нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:
русский язык – язык во рту
носить очки – набрать очки
месяц года – месяц на небе
* рисование на тему многозначного слова.
Работа над образным сравнением.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.
Горячий, как огонь.
Легкий, как..
Черный, как..
Острый, как.
Красный, как.
Слова для справок: рак, пух, игла, уголь.
Для формирования культуры мышления и речи и развития умения и навыков исследовательского поведения ребенка использую различные методики. Для развития речевых способностей умственно- отсталых учащихся на уроке письма провожу речевые упражнения исследовательского характера.
«ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ»
Читать учащимся неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Предлагать продолжить и закончить рассказ несколькими способами:
-Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега?
- Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге.
- Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет.
- Представь, что ты ворона, сидящая на ветке.
- Представь, что ты зайчик в лесу и т. д.
Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Подобная работа позволяет смотреть на явления, события с разных точек зрения.
Игры –НАБЛЮДЕНИЯ можно использовать перед уроком развития речи «Описание по наблюдениям». Эффективным заданием для развития умения наблюдать может стать предложение рассмотреть осенние листья, деревья, яблоки и т. д. Их можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, цвет. Поговорить о том, почему листья опадают или как созревают плоды, а затем знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в сочинениях или устных высказываниях.
Так при изучении темы «Прилагательное» предлагаю детям образцы овощей, фруктов или других предметов и предлагаю описать их по схеме:
1. Цвет, возможные варианты цвета.
2. Форма.
3. Степень зрелости. Вкусовые качества.
4. Назначение. Применение.
5. Как еще нетрадиционно можно использовать предмет.
Такие задания очень нравятся учащимся, развивают исследовательские способности, наблюдательность.
На уроках чтения при изучении сказок предлагаю детям описать сказочного героя или сказочный предмет именами прилагательными. На карточках или методом нашептывания на ухо каждый получает определенного героя. Другие дети не видят задания. Ученик описывает героя после минутной подготовки, остальные дети по описанию должны узнать его. В конце темы при обобщении прочитанного, провожу подобную работу.
Чтобы повысить уровень работоспособности на уроке, заинтересовать учащихся, заставить работать. Необходимо найти такой «ключик» в душе ребенка, который позволит приоткрыть способность к творчеству, поиску.
С этой целью, возможно использовать на уроках следующие виды работ исследовательского характера:
1. Составь как можно больше предложений из данных слов.
Пример: творог, верблюд, матрос.
Варианты детских ответов: Матрос на верблюде привез детям творог.
Матрос накормил верблюда творогом. И т. д.
2. Расскажи другими словами.
Мама мыла раму
Пример: Муха села на варенье. (Летающее животное с прозрачными крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и сахара). И т. п.
На уроках чтения игра «Скажи по – другому» помогает в речевом анализе текста, уточнении лексического значения слов в контексте.
3. Назови аналоги предмета.
Пример: лодка (корабль, танкер, подлодка, крейсер и т. д.)
4. Игра «Ассоциации».
Эта игра позволяет лучше узнать внутренний мир ребенка, взаимоотношения в подростковой группе, одновременно развивает ассоциативное мышление, образность речи.
Называю слово «море» (мама, школа и др.) Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
5. При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения использовать метод неоконченных предложений:
-Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что («Как я провел каникулы»)
-Я люблю свою маму, потому что(«Мама слово дорогое»).
-Мне нравится учиться, потому что(«Наш главный труд- учеба»).
Подобные шаблонные задания позволяют учащимся усвоить развернутые, сложные схемы построения предложения. При регулярном их использовании шаблоны постепенно входят в речевой резерв, становятся нормой.
Исследовательская работа, проводимая на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе, сложна и многообразна. В практике своей работы над развитием речи учащихся, приучаем их выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать, экспериментировать, полученные знания применять на практике, помогая тем самым решать главную проблему речевого развития учащихся – пользоваться тем даром, которым наделен человек - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, наблюдать.