Силина Наталья
Развитие речевой активности у детей младшего возраста посредствам художественной литературы
▼ Скачать
Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи у детей. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов и другие. В наше время частая проблема у детей младшего дошкольного возраста является отсутствие активной речи, так же дети не умеют высказывается, не могут правильно изложить свои мысли. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. С помощью речи ребенок делится своими впечатлениями, передает значимые для него события. Речь активно используется как средство общения, обмена сведениями и чувствами. Современные дети, много времени проводят перед телевизором, компьютером. Чтение художественной литературы: русских народных сказок, рассказов, стихотворений, вытесняется просмотром мультфильмов, игр в планшете и телефоне, что не способствует развитие речи, а наоборот угасанию. Экранная речь становится причиной задержки развития каналов восприятия информации, необходимых для формирования психологических основ: развитого образного мышления, воображения, памяти, внимания, творческой активности. Что в свою очередь негативно отражается на речевом развитии ребенка.
Публикация «Развитие речевой активности у детей младшего возраста посредствам художественной литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Часто родители отмахиваются от детских вопросов, не читаю детям книги, а если и читают, то не обсуждают, не разучивают потешки, прибаутки, пословицы. А ведь именно маленькому ребенку крайне необходимо общение. Часто наблюдаю что если ребенок начинает плакать или задавать много вопросов «зачем» «почему», то родители ему сразу вручают телефон «На только не плачь, не мешай!» Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи - утрата самого понятия – культуры речи. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения младших дошкольников стоит развитие речевой активности детей. Дети должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи. Дети должны обогащаться художественной литературой, должны знать много сказок, стихотворений, рассказов. Чем раньше мы, взрослые обратим на это внимание, тем легче нашим детям будет в будущем.
Важно детей познакомить с русскими народными сказками, потешками, прибаутками, стихотворениями. Нужно с детьми обыгрывать сказки, проговаривать их, разучивать стихотворения с помощью обыгрывания.
Русские народные сказки для младшего возраста:
Колобок (Русская народная сказка в обработке К. Ушинского.)
Волк и козлята(Русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого)
Кот, петух и лиса(Русская народная сказка в обработке М. Боголюбской.)
Гуси-лебеди(Русская народная сказка в обработке М. Булатова)
Снегурочка и лиса (Русская народная сказка в обработке М. Булатова)
Бычок черный бочок, белое копытце(Русская народная сказка в обр. М. Булатова.)
Лиса и заяц (Русская народная сказка в обр. В. Даля.)
У страха глаза велики (Русская народная сказка в обр. М. Серовой.)
Теремок (Русская народная сказка в обр. Е. Чарушина)
Потешки для младшего возраста
Потешки во время умывания и мытья рук
1. «Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»
2. «Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
А пальчики - Антошке.»
3. Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Мылом, мылом чисто мойся,
Ни о чем не беспокойся.
Мыло не кусается, просто умывается.»
Потешки во время еды
1. «А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.»
2.«Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.»
3.«Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.»
Потешки во время одевания и раздевания
1. «Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Топ-топ по земле,
Ведь земля-то наша.
И для нас на ней растут
Пироги да каша!»
2. «Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.»
3. Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!»