Светлана Павловна Липатова
Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста посредством сенсорного воспитания
▼ Скачать +Заказ
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
«Воспитание чувств надо начинать методически, с младенческого возраста,
и продолжать его во весь период обучения, который подготовляет
индивида к жизни в обществе».
Мария Монтессори
Публикация «Развитие речевой активности детей раннего дошкольного возраста посредством сенсорного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Маленького человека окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если подобное знакомство происходит не
организованно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно
нередко оказывается неполным. Родителям необходимо помнить, что перцептивные процессы организма можно и нужно развивать, совершенствовать, и самый благоприятный
период для подобной работы – это дошкольное детство, так как психика маленького человека еще пластична.
Ранний возраст является самым ценным возрастным этапом развития ребенка. В возрасте 2-4 лет у ребенка активно развивается восприятие. Этот процесс идёт под влиянием
продуктивной, конструктивной и художественной деятельности.
Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Когда ребенок сталкивается с многообразием окружающего
форм, красок и событий, нужно помочь ему освоится в этом мире и подтолкнуть его к самосовершенствованию. Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование
правильной речи. Осваивая сенсорные эталоны, ребенок обогащает словарный запас
и постепенно начинает употреблять их в деятельности.
При рассмотрении вопросов речевого развития детей раннего дошкольного возраста,
большое значение необходимо уделять сенсорному развитию. С одной стороны сенсорное развитие составляет фундамент общего познавательного развития ребенка, с другой
– имеет самостоятельное значение. Базовым для развития всей психики ребенка является
сенсорный опыт. Поэтому вся работа с детьми раннего дошкольного возраста строится
на чувственном познании, тесно связана с практической деятельностью ребенка, наглядной ситуацией, с игрой, с активизацией речи. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о предмете: форме, величине,
расположении предметов в пространстве. Необходимо давать детям возможность играть
со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала, поверхности (камешки, крупа, орехи, шишки, листья, фольга, и т. д.). Ребенок значительно быстрее связывает с предметом, действием, признаком новое слово, если оно широко опирается при
знакомстве на различные анализаторы.
Для сенсорного развития широко используются дидактические игры разного вида.
Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Это
означает, что он исследует предметы с помощью рук. Через полученный опыт он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум.
Дидактические игры, которые являются для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе
различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми
движениями, действиями. Иными словами, игра-это работа ребенка над самим собой.
Речевое развитие напрямую зависит от мелкой моторики рук. Мелкая моторика – одна
из сторон двигательной сферы. Которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем
раньше мы начнем уделять внимание, этому аспекту, тем раньше услышим первое слово.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.
Существует множество способов и увлекательных игр развития речевой активности
детей раннего дошкольного возраста через сенсорное воспитание :
- Пальчиковая гимнастика (стихотворные тексты, игры с крупой, шишками и т. д.) -
это один из наиболее интересных и эффективных способов развития моторики рук ребенка;
- Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрешки, пирамидки, рамки вкладыши, кубы);
- Разноцветные бельевые прищепки – развитие восприятия, воображения, фантазии,
конструктивного мышления, речи;
- Дидактические игры для формирования представлений о цвете, форме, величине,
ориентировка в пространстве и во времени;
- Дидактические игры для представления о целостном образе предмета (подбери по
цвету, спрячь мышку, разноцветные бусы);
- Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, звучании
(Фрукт или овощ, Съедобное – несъедобное).
Все эти игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное воспитание и общую
моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость.
Занимаясь с самыми маленькими, основное внимание следует уделять сенсорному
развитию, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию движений и мелкой моторики.
Список используемых источников
1. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) : методическое
пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. - Москва: Мозаика - Синтез, 2009.
2. Черткоева В. Г. Проблема сенсорного развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста : монография / В. Г. Черткоева, Л. Т. Зембатова; Министерство науки
3. Литвинова О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Восприятие художественной литературы: конспекты занятий 2-3 года / О. Э. Литвинова. - Санкт-Петербург:
Детство-пресс, 2016. – 134 с. ; ISBN 978-5-906797-02-5.