Елена Семенова
Развитие речевой активности детей через приобщение к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека.
Публикация «Развитие речевой активности детей через приобщение к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
(слайд) В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни – вот что вдохновило меня вести в своей группе кружок «Аленький цветочек»».
(слайд) Приобщить ребёнка к книжной культуре, помочь родителям стать педагогически компетентными в этом вопросе, понять важность этой задачи для формирования полноценной личности ребёнка. Данная проблема определила цель углубленной работы: развитие речевой активности детей через приобщение к художественной литературе. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач с учётом интеграции образовательных областей в рамках ФГОС ДО.
(слайд) Задачи моей углубленной работы :
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
(слайд). Работу по данной теме я строила поэтапно:
1. Этап - август, 2016г;
2. Этап - Основной (2016- 2017у. г.);
3. Этап - Заключительный – (2017-2018у. г.) и осуществлялась она по трем направлениям:
-социально-коммуникативное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие;
(слайд) Я разработала рабочую программу кружка «Аленький цветочек» и набрав в сентябре 2016г. группу детей и обследовав ее, я поняла, что восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения. Вопросы этих актуальных, на мой взгляд, задач я решала на протяжении двух лет в кружке «Аленький цветочек», где задачи превышают Федеральные государственные требования дошкольного образования и программ по данному направлению в соответствии с возрастом детей.
(слайд) Для реализации программы кружка «Аленький цветочек» мною была создана развивающая среда группы с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде). Я изучила и подобрала художественную и методическую литературу, организовала сотрудничество с центральной детской библиотекой, подобрала материал художников – иллюстраторов, разнообразила библиотеку новыми книгами, пополнила уголок театрализации новыми видами театров и играми, подобрала материал по знакомству с писателями.
(слайд) Форма работы с детьми были разнообразны и увлекательны. Важно было прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений).
(слайд) В первый год работы кружка «Аленький цветочек.
Формы работы с детьми.
На занятиях кружка знакомила детей с произведениями разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы). После чтения литературного произведения проводилась беседа и выполнялись разнообразные творческие задания: у детей появилось желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний. Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагала детям различные задания и дидактические игры на развитие речевых навыков «Хорошо – плохо», «Как бы я поступил…»и т. д. Дети стали преодолевать страх и трудности, снизилась тревожность, начала развиваться способность к эмоциональной регуляции естественной коммуникации.
(слайд) После чтения р. н. с. «Крошечка –Хаврошечка» дети с удовольствием лепили из солёного теста «Сад для Хаврошечки», активно принимали участие в анализе происходящих событий. Все литературные произведения, с которыми мы знакомимся в кружке, как правило, имеют нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.
(слайд) Интересно прошло мероприятие «В гостях у В. Сутеева», где дети познакомились с творчеством и биографией писателя – сказочника. Я старалась поддерживать интерес детей, формировать умение осмысливать характеры персонажей. После знакомства с творчеством писателя В. Сутеева я провела викторину по сказкам. Закрепляла знания детей, учила высказывать свое мнение.
(слайд) Дети с большим удовольствием рисовали (под музыкальное сопровождение) по произведению Г. Скребицкого «Осень», я учила их передавать свои впечатления; обогащала словарь определениями; активизировала детей на использование в речи глаголов, синонимов, антонимов. Воспитывала эстетический вкус, интерес к живописи.
(слайд) Дети участвуют и в театрализованной деятельности: я проводила логоритмические игры и упражнения. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки. Играя с детьми использовала различные виды театра, а также игры «Назови сказочного героя», «Угадай сказку». Такая деятельность позволила развить у детей творчество, фантазию.
(слайд) Свои впечатления дети отображали в рисунках, в изготовлении книжек самоделок. Это дало возможность систематизировать знания детей : они научились различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении.
(слайд) Экскурсия в детскую библиотеку «Путешествие в прошлое книги», где происходило знакомство детей с историей происхождения и изготовления книги, детей знакомили с тем, как преобразовывалась книга под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики. На протяжении всех экскурсий у детей воспитывали бережное отношение к книге.
(слайд) При подготовке к фестивалю по дополнительному образованию «Радуга» мы решили показать сказку «Зеленая мечта».С детьми обсуждали сказку, вместе распределяли роли, учили диалоги, обсуждали элементы костюмов, старались, чтобы дети проявляли творчество.
Второй год работы кружка «Аленький цветочек».
В работе с детьми мной применялись современные методы развития речевых навыков : игровой тренинг, моделирование проблемных и игровых ситуаций, на каждом занятии кружка я старалась:
- прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- давала возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;
- помогала увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
- учила сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
(слайд) В своей работе я использовала проектный метод. Был проведен проект: «Книга – мой лучший друг», цель проекта приобщать детей к художественной литературе, развивать способность получать знания через книгу, формируя духовно зрелую, образованную личность. Бала организована С/Р игра «Мастерская книг». В мастерской дети просматривали книгу и определяли, какой требуется ремонт. Делали ремонт книги под руководством воспитателя. Защита проекта. Досуг «В гостях у сказки», оформление выставки рисунков «Моя любимая сказка».
(слайд) На основании сравнительного анализа наблюдения за индивидуальным развитием детей можно сделать вывод :
- дети научились содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их;
- дети активны в составлении повествовательных рассказов по сюжетным картинкам, схеме; - повысился уровень инициативности детей в различных видах деятельности по произведениям: театральных постановках, в художественно – продуктивной деятельностью.
- у детей развита творческую самостоятельность, эстетический вкус, воображение, речь.
- дети соблюдают правила культурного обращения с книгой.
Результаты педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей по теме «Развитие речевой активности детей через приобщение к художественной литературе».
2016-2017г 2017-2018г
Начало года Конец года Начало года Конец года
2,8 (70%) 3,8 (95%) 3,4 (85%) 3,9 (98%)
(слайд) Работа кружка «Аленький цветочек» результативна, потому что она находит продолжение в семье. Я разработала перспективный план совместной работы с родителями. На протяжении всего периода реализации программы я строила свою работу в тесном взаимодействии с родителями, активно привлекая их к работе над развитием речевых навыков детей. Работа в тесном контакте с родителями позволяет выработать общие требования к речи ребенка, способам его общения с окружающими, что окажет существенное влияние на формирование у него умений и навыков речевой активности к художественной литературе.