Мария Костина
Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей: «Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством»
Развитие ребенка в ранний период жизни зависит от взрослых. Замечательно, если родители и воспитатели наполнят жизнь ребенка светом добр и ласки, духовно обогатят его жизнь. А что может духовно обогатить ребенка? Народное поэтическое слово.
Публикация «Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Педагоги Ушинский К. Д., Тихеев Е. И., Флерина Е. А., Усова А. Н., писали о значении устного народного творчества. Они неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средство воспитания культуры речи детей, которые помогают развивать у них чутье к звуковым красотам русского языка,так как фольклорные произведения образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. Очень прост поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы. Все это расширяет их словарный запас, и развивает речь детей. Также устное народное творчество способствует и социально- эмоциональному развитию детей.
Народное творчество- это клад для развития ребенка, его речи и памяти, ведь в фольклоре много звукоподражания (это развивает слуховой аппарат, загадок, которые развивают логическое мышление, множество потешек о животных, временах года, что развивает память и знание детей. Шуточные песенки, скороговорки, небылицы помогают поднять настроение и успокоить ребенка. Известный исследователь детского фольклора Виноградов Г. С., заметил, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». С помощью фольклора не только передаются представления о нравственности, о жизни, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей : помогает координировать движения, вызывает радостные эмоции, развивает речь, учит преодолевать страх.
Давно уже доказано: чем раньше начинаешь говорить с малышом, чем чаще это делаешь, тем быстрее и правильнее начинает говорить он сам. С помощью устного народного творчества взрослому легче установит с ребенком эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Детский фольклор способствует активному общению взрослого и ребенка. Интересное содержание, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. При отборе произведений для работы с детьми следует соблюдать ряд принципов:
-возрастные особенности;
-доступность содержания;
-познавательная и нравственная значимость;
-на основе подобранного материала формирование умения чувствовать окружающий мир;
Малые фольклорные формы мы широко используем в своей работе, которые помогают во время адаптации. Так как в период привыкания к новой обстановке детки скучаютпо маме, все вокруг незнакомое, не могут, а иногда и стесняются общаться с детьми и взрослыми. Выразительно рассказанная и правильно подобранная потешка, спетая песенка помогает установить контакт с ребенком,вызвать у него положительные эмоции. Ведь народом накоплено множество потешек и песенок, позволяющих вставить любое имя например:
- Кто у нас хороший?
-Кто у нас пригожий?
-Алёшенька-хороший!
-Алёшенька-пригожий!
Слышав спокойный голос, который успокаивает ребенка, называет его ласково по имени, настроение малыша меняется.
Утром во время тяжелых расставаний с родителями встречаем детей с яркими красочными игрушками, потешками и песенками. Кошечка, зайчик, петушок и другие игрушки в сопровождении веселой песенки переключают внимание детей с грустных мыслей. Песенки, потешки, прибаутки помогают и при проведении режимных моментов: прием пищи, одевание, причесывание, умывание, укладывание на сончас.
Например, при умывании читаем потешку:
-Ручки мыли? –Мыли.
-Щечки мыли? –Мыли.
-Все помыли, ничего не забыли?
-И теперь мы чистые, зайчики пушистые.
Дети легко и быстро запоминают такие простые и веселые потешки и с радостью проговаривают их вместе с воспитателем. Ласковая, колыбельная песенка помогает при первом укладывании спать. Успокаивает его, а со временем дети начинают сами подпевать эти песенки.
Знакомство с новыми потешками начинается с чтения, а затем рассматриваем картинки, игрушки героев. Рассказываем о персонажах потешки, их особенностях, объясняем новые слова.
Работа по ознакомлению с фольклором нужно проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире. Если мы разучиваем потешку о каким-либо животном, нужно вспомнить, где живет, о их детенышах, повадках, та же самая работа проводится и над потешками о природе и человеке. Эта работа развивает речь детей, словарный запас и знание детей об окружающем мире.
С удивительным педагогическим тактом народ ведет ребенка от простых игровых потешек к сложным образам сказок. Трудно себе представить мир без сказки: детство и сказка-понятие неразделимое.
В каждой сказке содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определить свое место в жизни, усвоить морально-этические нормы поведения в обществе. Дети легко понимают сказки. Они удерживают внимание ребенка, развивают любознательность, вырабатывают усидчивость.
Рассказывая детям сказку, необходимо обеспечивать их активность во время слушания: предложить выполнять имитационные движения (малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка, как ее тянут-потянут и т. д.); можно использовать разные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, показ картинок на фланелеграфе); побуждать к инсценировке отрывка из сказки.
Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как относиться к тому или иному сказочному персонажу: лиса-хитрая, петух-герой и т. д. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом.
Таким образом, сказка является нашим верным помощником в развитии речи и формировании нравственных качеств детей.
Наша задача-вызвать интерес детей к народной культуре и с помощью народного творчества развивать познавательную и речевую активность.
Вместе с приобщением к русскому фольклору в души маленьких детей по капельке входит любовь к нашей земле, к истории и искусству народа, к родным и близким, к самим себе и к России.
Список литературы.
1. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - С. -Пб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009.
2. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,2007.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч. - метод, пособие / СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011.
5. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2013.
6. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : Карапуз-Дидактика, 2007.