Варвара
Развитие речеслухового внимания и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и, практически, у всех детей с нарушениями речи.
Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамотному письму и чтению. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. У детей с нарушением речи этот этап слабо сформирован или не сформирован. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти. В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте. Недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полной скомпенсированности дефектов произношения может привести к трудностям в овладении навыка письма и чтения.
Публикация «Развитие речеслухового внимания и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста через игровые упражнения» размещена в разделах
- Игры на развитие внимания
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ
1. Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своем огороде.
Капусту выкапываем из земли. Морковь не едят сырой. Когда люди режут свеклу, то всегда плачут. Картошку можно жарить. У редиски большая косточка. Огурец – сочный фрукт. Кабачок – самый маленький овощ. Пугало нужно, чтобы привлекать бабочек.
2. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово «ПРОСЬБА».
Просьба: подними руки вверх.
Руки вниз.
Просьба: руки в стороны.
Руки вперед.
Присядь.
Просьба: встань.
Попрыгай на одной ноге.
Просьба: покружись.
Просьба: похлопай в ладоши.
Опусти руки.
Просьба: топни левой ногой.
Просьба: возьмись правой рукой за левое ухо и т. д.
3. Исправь ошибки в описании сказочных героев.
Колобок залез на дерево.
Карлсон надел пальто и полетел на крышу.
Красная Шапочка сняла свою белую панамку.
Золушка нагрубила мачехе и отказалась убираться в доме.
Буратино достал из огня золотой ключик.
Дюймовочка зашла в автобус и опустилась на сиденье.
4. Послушай пары слов. Назови предметы, указанные свойства которых не постоянны.
Сладкое мороженое – сладкая конфета – сладкий виноград.
Белая ромашка – белый снег – белый халат.
Металлическая сковорода – металлические рельсы – металлическая ложка.
Соленая селедка – соленый огурец – соленые грибы.
Прямоугольная книжка – прямоугольное окно – прямоугольный стол.
Деревянная ложка – деревянный стул – деревянная рама.
5. Объясни, могут ли происходить в жизни перечисленные события.
Свинья летает.
Рыба бежит к морю.
Петух кукарекает.
Муравей тащит бревно.
Носорог залез в нору.
Соловей ловит медведя.
Мама младше дочки.
Дедушка старше внука.
В холодильнике жарятся котлеты.
У кукушки вывелись котята.
Мальчики играют в баскетбол.
Пингвин ударил леопарда своим рогом и пр.
6. Выбери из трех объектов один лишний. Объясни ход рассуждений.
ГЛАЗА НОС БРОВИ
СТОЛ ПОЛКА СТУЛ
СКОВОРОДА БЛЮДЦЕ КАСТРЮЛЯ
СЛИВА ПЕРСИК ГРУША
ПРОСТЫНЯ ПОДОДЕЯЛЬНИК НАВОЛОЧКА
НОЧНИК ТОРШЕР СВЕЧА
АВТОБУС ТРОЛЛЕЙБУС ТРАМВАЙ
ОГУРЕЦ МОРКОВЬ СВЕКЛА
ЮБКА БРЮКИ ШОРТЫ
КОЗА СВИНЬЯ КОРОВА
7. Реши задачи-шутки.
Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов набрала Наташа?
Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?
Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?
На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько птиц стало?
Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?
Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом?
В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько детей смогут покататься на лыжах?
Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?
На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?
Горело 4 свечи, одна погасла. Сколько осталось свечей?
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
1. Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, жук, конфета, дверь, кнопка, таракан, озеро, изюм, море.
2. Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
Картошка, ложка, окрошка. Апельсин, блин, мандарин. Конфета, котлета, ракета. Миска, сосиска, ириска. Банан, диван, барабан. Пироги, сапоги, утюги. Лимон, вагон, бульон. Мед, компот, плот. Сало, залы, хала. Виноград, мармелад, фотоаппарат. Пирожок, творожок, горшок. Солянка, полянка, склянка. Булочка, будочка, дудочка. Кабачок, крючок, значок. Ананас, квас, контрабас. Салат, халат, мармелад. Калач, кулич, циркач. Торты, шорты, корты. Пломбир, кефир, сыр. Жакет, букет, пакет. Суп, зуб, дуб.
3. Послушай, какие плоды растут в сказочном королевстве. Объясни – из каких знакомых слов составлены их названия.
Огурбузы, помидыни, баклачок, укрушка, грумидоры, чеслук, слижовник, моркофель, вишбрикос.
4. Назови слово правильно.
Мегемот, бегебот, дигимот, бегемот, гибидот, бигетот.
Контета, конфета, фонфета, накфета, конкета, танфета.
Медмеди, медведи, недмеди, меддеди, невмеди, ведмеди.
Митанин, витамин, витанин, нитавин, митавин, фитамин.
5. Покажи, как одни и те же звуки можно произнести по-разному.
МЯУ
Громко (кот рядом).
Тихо (кот далеко).
Высоким голосом (маленький котенок).
Низким голосом (старый кот).
Хриплым голосом (кот простудился).
МУ
Громко (корова близко).
Тихо (корова далеко).
Высоким голосом (теленок мычит).
Низким голосом (бык мычит).
Грозным голосом (бык сердится).
Задания и упражнения
П - Г
Палка – галка
На полу лежала палка,
А на палку села галка.
Палку бросил кто-нибудь.
Галка села отдохнуть.
На что еще могла сесть галка? (На ветку, на крышу, на забор….)
Какая была палка? (Длинная, деревянная, кривая)
К - Д
Ком – дом
Мы слепили снежный ком,
Рядом с комом – снежный дом.
Дом и ком из снега были.
Целый день мы их лепили.
Из чего еще можно сделать ком? (Из ваты, из пластилина, из глины….)
Какой это будет ком? (Ватный, пластилиновый, глиняный)
Ш - Л
Шапка – лапка
Надевает Петя шапку.
Прищемили кошке лапку.
Петя скачет по дорожке.
Маша лечит лапку кошке.
Что еще мог надеть Петя? (Пальто, куртку, рубашку….)
Какая была шапка? (Вязанная, белая, пушистая….)
М - Л
Мул – дул
Сильный ветер с моря дул.
По полянке бегал мул.
Ветер дул и завывал.
Мул резвился и скакал.
Где еще мог бегать мул? (По лугу, по дорожке, по полю….)
Каким мог быть ветер? (Слабым, легким, северным….)
П - Т
Порт – торт
Корабли приходят в порт.
Мы купили вкусный торт.
Корабли в порту стоят.
Торт купили для ребят.
Для кого еще могли купить торт? (Для мамы, для бабушки, для друга….)
Каким мог быть торт? (Сладким, вафельным, круглым….)
К - Р
Кот – рот
Спит под лавкой рыжий кот.
У Алены грязный рот.
Кот проспал все воскресенье.
А Алена ест варенье.
Под чем еще мог спать кот? (Под креслом, под диваном, под столом….)
Какая могла быть лавка? (Низкая, красная, удобная….)
К - Т
Куча – туча
Ветер с моря гонит тучу.
Мы сгребаем листья в кучу.
Туча в небе дождевая.
Куча мусора большая.
Что еще можно сгребать в кучу? (Песок, мусор, камешки)
Какая это будет куча? (Песчаная, мусорная, каменная)
Г - В
Грач – врач
Пролетал над полем грач.
Приходил к больному врач.
Врач давал свои таблетки.
Грач тащил в гнездо три ветки.
Над чем еще мог летать грач? (Над мостом, над лесом, над городом….)
Какие таблетки давал врач? (Горькие, сладкие, круглые….)
К - М
Кошка – мошка
На окно уселась мошка.
Хочет скушать мошку кошка
Кошка мошку лапкой - хвать.
Где же мошка? Не видать.
Кто еще мог съесть мошку? (Воробей, цыпленок, ласточка)
Какая была кошка? (Рыжая, хитрая, ловкая)
Р - М
Решать – мешать
Паша сел пример решать.
Стал Пушок ему мешать.
Быстро, Паша всё решай!
Брысь, Пушок, и не мешай!
Кто еще мог помешать Паше решать пример? (Щенок, брат, приятель….)
Какой был Пушок? (Игривый, веселый, задорный….)
Н - Д
Ночь – дочь
Спать пора. Настала ночь.
Спать ложится наша дочь.
Дочь ложится на кровать.
Ночь пришла, пора всем спать.
Кому еще надо спать ночью? (Лошадке, голубям, людям)
Какая была ночь? (Тихая, темная, лунная)
П - Р
Печка – речка
Затопил хозяин печку.
Лягушонок прыгнул в речку.
Разгорелся уголь в печке.
У лягушек домик в речке.
Куда еще мог прыгнуть лягушонок? (В озеро, в пруд, в лужу….)
Какой был лягушонок? (Шустрый, маленький, зеленый….)
З - Д
Зверь – дверь
Волк – опасный хищный зверь.
Запираем крепко дверь.
Дверь закроем на замок.
Зверь зубами щелкнул – щелк!
Что еще можно закрыть на замок? (Чемодан, шкатулку, калитку)
Какой был волк? (Хищный, злой, зубастый….)
МЬ - ЛЬ
Мёд – лёд
Мишка очень любит мед.
На реке зимою лед.
Лед прозрачный и холодный.
Ищет мед медведь голодный.
Что еще любит медведь? (Малину, рыбу, корешки)
Какой был медведь? (Лохматый, большой, голодный)
В - Н
Корова – корона
На лугу пасут корову.
Примеряет царь корону
А корона велика.
Даст корова молока.
Кого еще могли пасти на лугу? (Овцу, козу, ослика)
Какая была корона? (Золотая, блестящая, дорогая….)
К - П
Карта – парта
На стене висела карта.
Ученик сидел за партой.
Он читал, считал, писал,
Мир по карте изучал.
Что еще могло висеть на стене? (Портрет, картина, часы)
Какой был ученик? (Трудолюбивый, усидчивый, внимательный….)
Ручка – Жучка
На столе лежала ручка.
Рядом с ней скакала Жучка.
Жучка ручку ухватила,
Со стола ее скатила.
С чего еще можно скатить ручку? (С парты, со стула, с тумбочки)
Какая была Жучка? (Веселая, забавная, непоседливая….)
Кони – пони
По конюшне ходят кони.
Мы катаемся на пони.
Кони ходят и жуют,
Пони весело бегут.
На чем еще можно кататься? (На лошадке, на машине, на велосипеде)
Как бегут пони? (Весело, резво, быстро)
Б - С
Бок – сок
У машины грязный бок.
У Маруси сладкий сок.
Бок машины ототрём.
Соку в чашечку нальём.
Куда еще можно налить сок? (В стакан, в кружку, в бутылку)
Какой сок мог быть у Маруси? (Виноградный, персиковый, арбузный)
Т – Л
Тапки – лапки
Слева комнатные тапки.
Справа все кошачьи лапки.
Маловато будет тапок
Для таких кошачьих лапок.
Сколько лапок у кошки? (Четыре) Сколько лапок у курицы? (Две)
Хватит ли тапок для куриных лапок? (Хватит)
П - Б
Почки – бочки
В теплый день набухли почки.
В магазин привозят бочки.
Почки в листья превратились.
В бочках кильки просолились.
Что еще можно солить в бочках? (Огурцы, грибы, помидоры)
В какое время года набухают почки? (Весной)
Бил – пил
В барабан Сережа бил.
Из стакана Леша пил.
Барабан уже с дырой.
А стакан совсем пустой.
Из чего еще можно пить? (Из бокала, из чашки, из ковшика)
Что мог пить Леша из стакана? (Сок, молоко, компот)
Бел – пел
Сахар сладок, сахар бел.
Жук над ним кружил и пел.
- Бел и сладок сахарок! –
Пел, жужжал лесной жучок.
Что еще может быть сладким? (Конфеты, зефир, шоколад)
Что еще может быть белым? (Снег, мел, кефир….)
Т - Д
Доска – тоска
Лошадь скачет по доске.
А лисичка вся в тоске.
Зайки нет, и ей тоскливо.
Скачет лошадь, вьется грива.
Почему лисичке стало тоскливо? (Не поймала зайку)
По какой доске могла скакать лошадь? (Широкой, прочной, крепкой)
День- тень
Я гуляю целый день.
А за мною ходит тень.
День пройдет, наступит ночь.
Ночью тень уходит прочь.
Почему ночью не видно тени? (Ночью очень темно)
Какие части суток ты знаешь? (Утро, день, вечер, ночь)
Дина – тина
Две косички есть у Дины.
А в болоте много тины.
Дина прыгает с подружкой.
В тине квакают лягушки.
С кем еще могла прыгать Дина? (С сестрой, с одноклассницей, с собачкой)
Где еще могли квакать лягушки? (В луже, в озере, в речке)
Тачка – дачка
Строим мы в поселке дачку.
И кладем песок на тачку.
Тачка полная песка.
Дачка низкая пока.
Куда еще можно погрузить песок? (На грузовик, на коляску, на повозку)
Что еще нужно для строительства? (Кирпичи, доски, гвозди)
С - З
Косы – козы
На лугу пасутся козы.
Заплетает Катя косы.
Ме! – промекала коза, -
Расплелась одна коса.
Где еще могли пастись козы? (На поле, на пастбище, на полянке)
Какие волосы у Кати? (Густые, кудрявые, пушистые.)
Сайка- зайка
Испекла лисица сайку.
Угостила сайкой зайку.
Зайка сайку быстро съел,
От лисы удрать успел.
Что еще могла испечь лисица? (Пирожок, булочку, плюшку)
Почему зайка удрал от лисы? (Лиса хотела его съесть)
Зоя - соя
Во дворе гуляет Зоя.
Поспевает в поле соя.
Сою сварим на обед.
Зое скоро восемь лет.
Что еще могло поспевать на поле? (Пшеница, рожь, гречиха)
Сколько лет Зое? (Семь)
Ш - Ж
Шар – жар
У меня воздушный шар.
У больного сильный жар.
Я бегу с воздушным шаром.
Нужно лечь больному с жаром.
С чем еще можно бежать? (С флажком, с воздушным змеем, с фонариком)
Почему больному нужно лечь в постель? (Чтобы быстрее выздороветь)
Саша – сажа
После топки в печке – сажа.
Возле печки ходит Саша.
Сажа в печке есть, внутри.
Саша, сажу не бери.
Возле чего еще мог ходить Саша? (Возле шкафа, возле стола, возле двери)
Почему саже нельзя брать в руки? (Руки будут грязные)
Лужа – Луша
Во дворе большая лужа.
Перед лужей тетя Луша.
Луша лужу перейдет?
Лужу Луша обойдет.
Где еще могут быть лужи? (В городе, в селе, в лесу)
Почему тетя Луша обойдет лужу? (Чтобы не испачкаться)
Жил – шил
Сапоги сапожник шил.
Еж в лесу под елкой жил.
Даже туфли шил сапожник.
Хорошо в лесу жил ежик.
Что еще мог шить сапожник? (Ботинки, босоножки, тапки)
Под каким еще деревом мог жить ежик? (Под березой, под осиной, под сосной)
К - Г
Гол – кол
Для забора нужен кол.
Вратарю забили гол.
У забора – колья в ряд.
Гол забил игрок и рад.
Зачем для забора нужно много кольев? (Для того чтобы забор был длинным и прочным)
Почему игрок радуется? (Он забил гол)
Кости – гости
Пес грызет под лавкой кости.
В праздник к нам приходят гости.
Гости кости псу несут,
Всем гостинцы раздают.
В какой праздник могли прийти гости? (День рождения, Новый год, 8 Марта)
Какие гостинцы могли принести гости хозяевам? (Торт, конфеты, фрукты)
Горка – корка
Дядя Вова сделал горку.
Мышь грызет сухую корку.
Горку сделал малышам.
Корку бросили мышам.
Что еще мог сделать дядя Вова малышам? (Качели, игрушечный самолет, каток)
Какую корку грызет мышь? (Сухую, хлебную, вкусную)
С - Ш
Мишка – миска
Спит зимой в берлоге мишка.
На столе стояла миска.
Мишка спит и видит сон:
В миске – гренки и бульон.
На чем еще могла стоять миска? (На плите, на табуретке, на полке)
Что еще могло присниться мишке? (Лес, малинник, медвежонок)
Стук – штук
На полянке слышен стук.
Я купил конфет – пять штук.
Стук-стук-стук – долбил ствол дятел.
Съел пять штук конфет приятель.
Чем можно стучать? (Клювом, молотком, палкой)
Какой ствол мог долбить дятел? (Еловый, рябиновый, дубовый)
Крыша – крыса
В каждом доме сверху крыша.
Побежала в подпол крыса.
Крыша в дождь нужна и в снег.
Напугала крыса всех.
Куда еще могла побежать крыса? (В дом, в сарай, в комнату)
Зачем нужна крыша в доме? (Защищать от холода, дождя, снега)
Р - Л
Бурка – булка
Надевает горец бурку.
Испекла Лариса булку.
Булку брату испекла.
Бурка теплая была.
Кому еще могла испечь булку Лариса? (Маме, сестре, тете)
Какая была булка? (Теплая, мягкая, ароматная)
Рак – лак
Поселился в речке рак.
Маме нужен красный лак.
Рак по камням в речке лазит,
Мама лаком ногти красит.
Кто еще мог поселиться в речке? (Щука, ракушка, головастик)
Для чего маме нужен красный лак? (Красить ногти)
Рожки – ложки
Раздавала Даша ложки.
У козы торчали рожки.
У козленка рожек нету.
Ложки нам нужны к обеду.
Что еще нужно Даше к обеду? (Вилки, тарелки, ножи)
Почему у козленка нет пока рожек? (Он еще маленький)
Сер – сел
Серый волк, волчонок сер.
Под кустом зайчонок сел.
Не сиди, зайчонок, тут:
Волки серые идут.
Под чем еще может спрятаться зайчонок? (Под деревом, под мостом, под пригорком)
Почему здесь нельзя прятаться зайчонку? (Его может съесть волк)
Мир – мил
После ссоры будет мир.
Наш малыш всем людям мил,
Улыбается всем людям.
Обижать друзей не будем.
Кому может улыбаться малыш? (Маме, папе, братику)
Почему нельзя обижать друзей? (Они могут уйти)
Лама – рама
На лугу пасется лама.
У художника есть рама.
Лама даст густую шерсть.
Для картины рама есть.
Какие еще предметы нужны художнику? (Кисти, краски, карандаши)
Для чего нужна шерсть? (Чтобы вязать носки, кофты, шарфы)
Лука – рука
Это дедушка Лука.
Это правая рука.
И у дедушки Луки
Две умелые руки.
Кто еще может носить имя «Лука»? (Мальчик, ребенок, мужчина)
Что умеют делать «умелые руки»? (Рубить дрова, готовить еду, копать землю)
Дар – дал
Вот подарок. Это – дар.
Мне его приятель дал.
Даром мне его он дал:
Красно-синий самосвал.
Что еще можно подарить приятелю? (Игру, книгу, мячик)
Какого еще цвета мог быть самосвал? (Коричневого, желто-зеленого, черно-белого)
Вор – вол
Ночью тихо ходит вор.
Землю пашет сильный вол.
Вор крадется в переулке,
Дам волу кусочек булки.
Что еще можно дать волу? (Траву, сено, зерно)
Почему вор ходит тихо? (Чтобы его никто не услышал)
Брошка – блошка
На платье приколота брошка.
Под листиком прячется блошка.
На солнышке брошка сверкает,
А блошка быть больше мечтает.
Куда еще можно приколоть брошку? (На кофту, на шубу, на шапку)
О чем еще может мечтать блошка? (О хорошей погоде)
Марина – малина
Это – девочка Марина.
Это – ягода малина.
Посмотрите на Марину.
Рвет в саду она малину.
Какие еще ягоды ты знаешь? (Клубника, черника, ежевика)
Зачем Марина рвет ягоды? (Чтобы сварить из них варенье)
Щ - Ш
Шёлк – щелк.
Шелкопряд дает нам шёлк.
На опушке слышно: щёлк!
Белка – щёлк! Орех грызет.
Шелкопряд сам шёлк прядет.
Что можно сшить из шелковой ткани? (Халат, платье, блузку.)
Что еще может грызть белка? (Желуди, семечки, шишки)
Чаша – чаща
Эта полная вся чаша.
Эта темная вся чаща.
Выходи скорей из чащи.
Воду пей из полной чаши.
Что еще может быть полным? (Стакан, миска, луна)
Что еще может быть темным? (Костюм, ночь, душа)
Л - ЛЬ
Угол – уголь
Догорает в печке уголь.
Кочергу поставим в угол.
Кочерга в углу стоит.
Уголь в печке догорит.
Что еще может гореть в печке? (Дрова, бумага, щепки)
Для чего нужна кочерга? (Передвигать в печке угольки)
Полька – полка
Танцевали дети польку.
Сделал Миша в школе полку.
Польку весело плясали.
Полку надо вешать в зале.
Какой еще танец могли танцевать дети? (Вальс, кадриль, полонез)
Что еще мог смастерить Миша? (Табуретку, столик, скворечник)
Лук – люк
Тут растет зеленый лук.
Рядом есть железный люк.
Приоткроем крышку люка
И нарвем немного лука.
Какие еще овощи могли расти на огороде? (Редис, морковь, репа)
Для какого блюда нужен зеленый лук? (Для салата, для супа, для борща)
Мел – мель
Взял учитель белый мел.
Сел корабль в реке на мель.
Много мелей на реке.
Мелом пишут на доске.
Что еще нужно учителю для работы? (Указка, карта, компьютер)
Где еще можно писать мелом? (На асфальте, на полу, на площади)
Шаль – жаль
Моль проела вашу шаль.
Шаль дырявую вам жаль.
Жаль, что в доме моль была,
Шаль проесть она смогла.
Что еще могла проесть моль? (Шляпу, шубу, носки)
Почему шаль жалко? (Шаль вся в дырках)
Ел – ель
Козлик в поле травку ел.
Забралась сова на ель.
Дом на ели у совы.
Съел козленок стог травы.
Куда еще могла сесть сова? (На сосну, на ветку, на крышу)
Кто еще любит есть траву? (Корова, лошадь, осел)
Т - ТЬ
Тюк – тук
Здесь лежит огромный тюк.
Из окошка слышно: «Тук!»
Тюк большой набит битком.
«Тук!» - столяр бьет молотком.
Чем можно набить тюк битком? (Одеждой, сеном, бумагой)
Что мог делать столяр? (Тумбочку, стул, стол)
Н - НЬ
Нос – нёс
У слоненка длинный нос.
Я мороженое нёс
Съест мороженое брат.
Нос, пожалуй, длинноват.
У кого еще длинный нос? (У Буратино, у цапли, у Варвары)
Каким еще может быть нос? (Коротким, курносым, любопытным)
В - ВЬ
Воз – вёз
Конь тащил тяжелый воз.
Я тележку тоже вёз.
Куча сена на возу.
Сена клок и я везу.
Кто еще может тащить тяжелый воз? (Лошадь, вол, верблюд)
Что еще можно возить на возу? (Яблоки, игрушки, арбузы)
М - МЬ
Мал – мял
Мой котенок очень мал.
Лапой пес бумагу мял.
Мял бумагу и жевал.
«Мяу!»- котик мой сказал.
Кто еще может быть маленьким? (Щенок, мышонок, хомячок)
Почему котенок стал мяукать? (Пес жевал бумагу)
.
Таким образом, развитие фонематического восприятия предотвращает возможное появление вторичных речевых дефектов (это фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие и общее недоразвитие речи, снижая при этом вероятность возникновения дислексии и дисграфии.
Упражнения можно использовать на уроках, во время динамических пауз и в режимных моментах во вторую половину дня воспитателями.