Эллина Грачева
Развитие психических процессов у старших дошкольников посредством обучения игре в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие психических процессов у старших дошкольников посредством обучения игре в шахматы.
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ д/с №86 «Радость»
Грачева Э. Н.
В начале обучения игре в шахматы была поставлена цель: Формировать умственные способности детей, познавательную активность, эмоциональную сферу личности ребенка, творческую активность, уверенность в своих силах, посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Публикация «Развитие психических процессов у старших дошкольников посредством обучения игре в шахматы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
• Расширять кругозор, пополнять знания, активизировать мыслительную деятельность старших дошкольников, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание;
• Вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер;
• Обогащать детскую фантазию, принести эстетическое наслаждение (восхищаться удивительной игрой, видеть изящество и красоту отдельных ходов, шахматных комбинаций, умение находить в обыкновенном необыкновенное);
• побуждать заниматься физкультурой, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
Шахматы - игра, которая обеспечивает развитие всех психических процессов, умственных способностей и хорошо воспринимается детьми. Игра в шахматы наиболее естественным путём решает и воспитательные задачи, в том числе и задачу воспитания самостоятельности мышления, недостаток которой отмечается у многих детей.
Воображение дошкольника развивается в двух направлениях - эмоциональном и познавательном.
Игра «Живые шахматы» создаёт условия для активного развития воображения, которое является опорой развёртывания сюжетной линии игры, действия персонажей.
Игра в шахматы является эффективным средством для развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста. В условиях игры ребёнок сосредотачивается лучше и запоминает больше. Объём внимания увеличивается, развивается произвольное внимание
Ребёнок учится наблюдать, слушать и слышать, не пропуская важных деталей. Мышление ребёнка развивается в процессе самостоятельного решения проблемных ситуаций.
Игра в шахматы создаёт такие ситуации и активизирует познавательную деятельность детей. Ориентирует на поиск и открытие новых сторон окружающих объектов
Играя в шахматы, дети учатся в словесной форме выражать способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность.
Обучение игре в шахматы тесно связано с развитием логико-математического мышления, способствует совершенствованию познавательной деятельности старших дошкольников
В ДОУ организована образовательная среда для обучения старших дошкольников игре в шахматы.
Большим успехом у детей пользуется напольная шахматная доска, сшитая из ткани и шапочки шахматных фигур, сделанные из картона совместно с детьми для дидактической игры «Живые шахматы».
Настенная демонстрационная деревянная шахматная доска и плоскостные фигуры из картона с магнитиками так и манят детей, чтобы к ним прикоснулись, сыграли в партию-другую. Она используется для показа, объяснения, разбора партий подгруппой детей. Закреплена на стене так, чтобы с любого места группы было отчётливо видна каждому ребёнку. В любой момент можно снять с крепления доску и использовать для игры в другом помещении или в павильоне на площадке.
Процесс обучения игре в шахматы в нашем ДОУ облечён в форму увлекательной игры, когда дети отгадывают загадки из «Шахматной шкатулки», решают задания из Шахматного портфеля «Волшебный мир комбинаций».
Таким образом у детей расширяется кругозор, пополняются знания, активизируется мыслительная деятельность, они учатся ориентироваться на плоскости, тренируют логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.