Ирина Гурова
Игровой материал «Разноцветные осьминожки» для развития психических процессов
Предлагаю вашему вниманию мой новый игровой материал. Это осьминожки и ракушки, которых я связала из разноцветной пряжи. С этими вязаными игрушками можно организовать множество игр и игровых развивающих упражнений. В этой публикации предлагаю вашему вниманию несколько игр и упражнений для развития зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, мыслительных процессов. Конечно же, в них развиваются и речевые умения.
Публикация «Игровой материал „Разноцветные осьминожки“ для развития психических процессов» размещена в разделах
- Осьминоги и осьминожки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2023
Играть можно как на столе, так и на полу. Интересно будет расположить игрушки на бумаге или ткани голубого или синего цвета, то есть, создать водоём – море, океан.
«Весёлое плавание»
1 вариант. Это самый простой вариант игры, направленный на развитие у ребёнка восприятия цвета, закрепления названий цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, розовый).
Задача ребёнка – помочь осьминожкам найти по цвету свои ракушки и приплыть к ним. В ходе упражнений побуждаем ребёнка называть цвета, а также формулировать фразу с предлогами, например, «Оранжевый осьминог поплывёт (плывёт, приплыл) к оранжевой ракушке». «Красный осьминог сидит около красной ракушки». Каждый осьминог может и покататься на своей ракушке. Это хороший способ закрепить употребление предлога «на» в предложении.
2 вариант направлен на развитие не только зрительного, но главным образом, слухового внимания, восприятия и памяти. Взрослый создаёт интересную игровую ситуацию, например, рассказывает ребёнку о том, что разноцветные осьминожки изучают цвета и учитель даёт им разные задания. Привожу несколько примеров:
Красному осьминогу нужно найти синюю ракушку.
Зелёному осьминогу нужно приплыть к жёлтому.
Розовому осьминогу надо найти фиолетовую ракушку и принести её оранжевому осьминогу.
Голубому осьминогу нужно найти оранжевую и зелёную ракушку и принести их розовому осьминогу.
Как вы заметили, задания можно значительно усложнить.
«Прятки»
1 вариант. На столе находятся все осьминожки и ракушки. Количество можно уменьшить при необходимости в зависимости от особенностей ребёнка. В этой игре можно их расположить «врассыпную» (тогда играть будет сложнее, а можно и в два ряда.
Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, в взрослый убирает одну ракушку и спрашивает у ребёнка: «Какой осьминог спрятал свою ракушку?» Задача ребёнка – внимательно рассмотреть оставшиеся игрушки и догадаться, какой ракушки не стало. В данном случае один из осьминогов (у которого нет парной по цвету ракушки) является подсказкой. На фото нет жёлтой ракушки.
2 вариант сложнее. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, а взрослый убирает осьминога и ракушку соответствующего цвета. В этом случае ребёнку нужно определить без подсказки, какого цвета игрушек не стало: «Фиолетовый осьминог уплыл с фиолетовой ракушкой».
3 вариант. В этой игре ребёнок тоже закрывает глаза или отворачивается, а взрослый убирает осьминога и ракушку, но другого, не соответствующего цвета. Задача ребёнка – внимательно рассмотреть оставшиеся игрушки и догадаться, какой осьминог уплыл и какую ракушку взял. Как вы заметили, нет зелёного осьминога и синей ракушки.
«Пирамида из ракушек»
Игра направлена на развитие слухового внимания, восприятия цвета, понимания прилагательных, обозначающих их названия.
Взрослый предлагает ребёнку помочь осьминожкам построить пирамиду из ракушек. Взрослый от имени разноцветных осьминогов называет в быстром темпе цвета, а ребёнку нужно успеть положить друг на друга соответствующие ракушки. Детям будет очень интересно, если взрослый произносит прилагательные, меняя высоту, тембр голоса, темп произнесения каждого слова – он обязательно захочет повторить их.
В конце игры получается разноцветная пирамида, к которой могут подплывать осьминожки, кружиться вокруг и садиться на неё.
«Друг за другом» Эта игра аналогична по задачам предыдущей, но в ней осьминоги «строятся» друг за другом (слева направо) в соответствии с услышанными прилагательными, обозначающими цвета.
«Разноцветный ряд» Игровое упражнение способствует развитию пространственных представлений, формированию межполушарных связей.
Ребёнку предлагается разложить игрушки в ряд, чередуя осьминогов и ракушки. При этом осьминогов нужно брать и выкладывать правой рукой, а ракушки левой.
С этими игрушками возможно придумать и устроить ещё множество интересных развивающих, в том числе, нейроигр для развития межполушарного взаимодействия.
Желаю Вам успехов!