МААМ-картинки

Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации

Татьяна Андронова
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)

Практико-значимая работа

на тему:

«Проект реализации технологии социального партнерства с родителями детей возрастной группы от 4 до 6 лет»

Выполнила:

Андронова Татьяна Николаевна

Должность: воспитатель МДОУ № 45 «Ласточка»

Публикация «Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Реализация ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.

Принятый ФГОС ДО снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования. Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая : в стандарте оба векторы увязаны воедино. Документ задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества.

Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». Это сделано на основе культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л. С. Выготского и его научной школы и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира.

Первые воспитатели ребенка - мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Связи "родитель - ребенок" имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющих развитие ребенка. Отношение родителей к ребенку, отношения родителей друг к другу, вся окружающая обстановка дома, режим и бодрствование, кормление, игры влияют на малыша, оставляют следы в его пробуждающемся сознании.

Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

Семья – первичный социальный институт, который выполняет не только репродуктивную функцию, но и социализацию индивида на протяжении всей его жизни. Семья оказывает нравственное воздействие на человека, которое он испытывает на протяжении всей своей жизни.

«Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется».

Эти слова написаны К. Д. Ушинским более 130 лет назад. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает подобное мнение. Как привлечь внимание родителей к ценным советам, которые они получают от воспитателей, как предотвратить отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи, семьи от интересов творческого и свободного развития личности ребенка?

Для решения этого вопроса сегодня меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

- Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

- Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

- Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Цель проекта – создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.

Поставленная цель будет решаться через задачи:

- создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества

- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;

- формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка;

- укреплять психологическое здоровье детей и родителей;

- повышать уровень психического благополучия родителей и детей

- создать условия в коллективе МДОУ по организации взаимодействия с семьей

- разработать принципиально новые формы работы с родителями, построенные на принципе субъектно-субъектного взаимодействия

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

- адаптировать ребенка для его социально значимых групп.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с понятием “работа с родителями”, хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Внедрение проекта проводится в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

Цель подготовительного этапа - определение целей и форм взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников.

Задачи данного этапа:

1. Анализ семейного социума.

2. Определение содержания и формы работы с родителями на основе мониторинга «Социального состава семей»

3. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально подготовленных мероприятий.

4. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей и ее членами для определения направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Цель практического этапа - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.

2. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада;

3. Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями.

4. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов.

5. Разработка методических материалов для реализации данных проектов,

совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения, может быть «Давайте узнавать вместе!»

6. Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания

7. Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику психолого – педагогического партнерства, способствующих повышению потенциала взаимодействия взаимодоверительных и равноответственных отношений.

К сожалению, зачастую, работа с семьей оценивается педагогами по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, а так же насколько они были эффективны и помогли родителям и детям. Поэтому необходимо введение третьего этапа – контрольно-оценочного.

Цель заключительного этапа – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

1. Проведение анализа проделанной работы;

2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.

3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:

-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

– гармонизация детско-родительских отношений;

– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

– эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

– участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;

– участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;

– сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего и старшего дошкольного возраста с учреждением.

Данная модель социально - педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение : главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Принципы успешного взаимодействия педагогов и семьи.

1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса

Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку будут предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять свою гражданскую активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные плоды. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).

2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:

- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;

- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;

- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;

- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;

- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;

3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:

- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;

- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;

- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;

- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;

- опору на положительные стороны родителей и детей;

- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

- подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;

- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.

- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Недопустимыми в общении воспитателя с родителями считаются категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

4. Научно - практический принцип

- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;

- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;

- организация психологической и педагогической помощи всем участникам проекта.

5. Индивидуальный подход

Необходим индивидуальный подход не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Рекомендуется использовать разнообразные современные формы

работы с родителями.

Одна из форм работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично, когда в силу обстоятельств, родители не могут связаться с педагогом по электронной почте.

Также о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. Там отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Развод родителей – это серьезно», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.

Современная материальная база ДОУ позволяет наладить «онлайн» связь с родителями, чтобы в режиме «скайп», родители могли увидеть, чем занимается их ребенок в данное время, как ведет себя в окружении сверстников. Работа сайта учреждения также может оказать неоценимую помощь в реализации проекта.

Возможно, многие родители ранее были воспитанниками детского сада, а теперь привели сюда своих детей. Это хорошая традиция, которая может быть отражена в стенде, рассказывающем об истории детского сада, наглядно показывающего этапы его становления.

Можно использовать, как одну из форм партнерского воспитательного процесса - совместное проведение тематических, оздоровительных и воспитательных мероприятий: «Детский садик плюс семья – настоящие друзья», «Путешествие в Играй – город», «Алло, мы ищем таланты», "Мы – мамины помощники", «А, ну – ка, бабушки!» презентация, фотоальбом, родительская рубрика в газете ДОУ «Родителям на заметку», «Делимся опытом», и др.

Особое внимание педагогам ДОУ нужно уделить информации, направленной на развитие и формирование у родителей познавательной мотивации к совместной деятельности по получению фундаментальных знаний в области физической культуры и культуры здоровья детей, с целью развития умения родителей транслировать полученные знания в области физической культуры и культуры здоровья детей.

Формировать у детей и родителей осознанное, бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких, повышать качество работы в дошкольном образовательном учреждении по сохранению и укреплению здоровья, физическому развитию воспитанников.

С этой целью можно провести различные формы мероприятий из цикла «Условия здорового образа жизни в семье» : «Папа, мама, я – спортивная семья», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Осторожно – тонкий лёд», «Я и дома и в саду с физкультурой дружу!», "Как предупредить весенний авитаминоз?» ит. д.

Также, ежегодно, совместно с детьми, родители могут принимать активное участие в субботниках.

Дни добрых дел – подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования.

Хочется поделиться и такой формой работы как акция «Мастерская дедушки Мороза», в которой родители получат возможность общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками, оказать помощь в строительстве зимнего городка.

«Домик для скворца» – это, своего рода, мастер – класс по изготовлению скворечников. Родителям, как участникам, предоставляется возможность показать ребёнку личный пример положительного отношения к природе.

Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

По итогам таких мероприятий также можно организовать выпуски газеты, листовки, альбома с фотографиями, или разместить информацию на сайте ДОУ.

Мы люди. У нас есть Родина. У нас есть традиция. Программы образования обязаны воспроизводить традиционный менталитет.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей, задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего, откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре. В условиях семьи, формируются человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Будет правильным построить совместную с родителями работу, обратившись, в том числе, и к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Вследствие этого, задача ДОУ сегодня:

- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

- уважительно относиться к своим древним корням;

- чтить и уважать память предков;

- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Например, дети будут знать:

имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;

профессии бабушек и дедушек, своих родителей;

прошлое своей семьи;

происхождение своей фамилии;

народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;

будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;

пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т. д.)

смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций;

приобретут представления об общечеловеческих ценностях;

научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

у них будет развито чувство гордости за свою семью.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Предполагаемые результаты.

Дети:

- формирование заботливого отношения к своей семье;

- воспитание чувства уверенности и защищённости.

Родители:

- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;

- повышение педагогической грамотности родителей;

- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

Педагоги :

- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;

- создание положительного эмоционального микроклимата

взаимодействия с родителями;

- повышение профессиональной компетентности педагогов.

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность.

Эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи.

Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка

Публикации по теме:

Познавательное развитие младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации «Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО» Развитие познавательных интересов.

К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации К вопросу проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации Ракова Евгения Сергеевна воспитатель.

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении на современном этапе требует.

Моделирование маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации Анализ возможностей и перспектив развития дошкольной образовательной организации в условиях рынка Оба корпуса ДОУ расположены в центре города,.

Проект «Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй и социальными партнёрами в организации» Тип проекта Информационно- познавательный Продолжительность Долгосрочный Участники проекта: Воспитанники ДОУ, Родители воспитанников.

Рабочая программа педагога дошкольной образовательной организации [«Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию.

Развитие профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений в контексте реализации ФГОС ДО С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации В ФГОС ДО особое внимание уделяется организации предметно-пространственной развивающей среды. В соответствии с ФГОС ДО программа должна.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие реализации ФГОС Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький.

Значение проектной деятельности в дошкольной образовательной организации Значение проективной деятельности в дошкольной образовательной организации В связи с введением ФГОС необходимо создание основной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 20 февраля 2016 в 13:47
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Андронова (УИ 491882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД