Татьяна Гейнце
Моделирование маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации
Анализ возможностей и перспектив развития дошкольной образовательной организации в условиях рынка
Оба корпуса ДОУ расположены в центре города, внутри жилого массива, поэтому у ДОУ нет необходимости искать потребителей образовательных услуг. Удобное расположение даёт нам возможность привлекать ресурсы социального партнерства для разностороннего развития наших воспитанников, их социализации, а также совместно с вышеперечисленными организациями и семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать различные социальные проекты, акции и мероприятия социального характера.
Публикация «Моделирование маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению, разработанную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
Современные требования к качеству дошкольного образования требуют от педагогов высокого уровня профессионально – педагогической компетентности.
В коллективе работают педагоги с большим стажем работы, что, с одной стороны обеспечивает стабильность в деятельности ДОУ, а с другой вызывает тревогу по поводу внедрения в образовательный процесс современных развивающих технологий. Коллектив стабильный, сплочен на решении задач и приоритетов дошкольного образования. Практически все педагоги отмечены наградами в рамках образовательного учреждения, города и республики. Анализ уровня творческого потенциала педагогического коллектива показывает тенденцию роста активности и их самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям.
Формы и методы работы, используемые в ДОУ, способствуют формированию стабильного положительного имиджа учреждения в окружающем социуме. В ДОУ активно ведется работа по распространению опыта педагогов в профессиональной среде на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
В 2012-2013 учебном году ДОО начал предоставлять платные дополнительные образовательные и иные услуги. Реализация данного вида деятельности велась по трем видам услуг: обучение английскому языку детей старшего дошкольного возраста, услуги учителя – логопеда, фитнес – бейби для детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации программ дополнительного образования приглашались педагоги, не работающие в ДОО, по договору ГПХ. В силу занятости и большой загруженности этих педагогов услуги оказывались нерегулярно.
С целью изучения удовлетворенности качеством услуг ДОО проводит маркетинговый анализ по двум направлениям:
1. Удовлетворенность качеством существующей образовательной деятельности детского сада во внешнем окружении: 97% родителей воспитанников ДОО положительно оценивают деятельность образовательного учреждения, поскольку она строится в соответствии с их потребностями.
2. Потенциальные образовательные потребности внешнего окружения, которые могут быть удовлетворены силами и средствами ДОО. По результатам проведенного маркетингового исследования (анкетирование, интервьюирование, посещение семей) можно утверждать, что дополнительные образовательные услуги в значительной степени востребованы внешним окружением ДОО.
Опросы родителей показали, что в родительской среде происходит понимание того, что повышенный уровень образования представляет собой во многом индивидуальное обучение, предполагающее дополнительное финансирование и материальную поддержку.
В мае 2013 года было проведено анкетирование родителей воспитанников ДОО на предмет выявления уровня удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг, предоставляемых в ДОО. Анализ результатов анкетирования выявил следующую картину. На вопрос «Устраивает ли Вас дополнительное образование в ДОУ?», 12% родителей ответили «Устраивает в полном объеме», 76% родителей ответили, что «Устраивает частично», 12% родителей не устраивает дополнительное образование. Среди причин неудовлетворения назывались небольшой ассортимент платных кружков и студий, несистемность работы существующих студий, отсутствие результатов занятий детей в них и др.
Наиболее эффективным методом систематизации сведений о взаимосвязях между внешней и внутренней средой ДОО является SWOT-анализ.
Сильные стороны (S) :
1. Выделены отдельные помещения:
- кабинет педагога-психолога,- кабинет учителя – логопеда,- медицинский кабинет,- музыкальные залы,- физкультурный зал.
2. Оборудована современная предметно-развивающая среда.
3. Удобное местонахождение ДОО.
4. Есть педагоги, которые могут оказывать дополнительные платные услуги разным категориям населения.
5. Разработаны в соответствии с современными требованиями программы кружков.
6. Высокий уровень профессиональной квалификации педагога-организатора дополнительных платных услуг и старших воспитателей ДОО.
7. Наличие педагогической и методической литературы, в которой даны рекомендации по осуществлению дополнительных образовательных услуг в ДОУ.
8. Доступ в Интернет.
9. Готовность социальных партнеров к сотрудничеству в сфере оказания дополнительных платных услуг. Возможности (O) :
1. Поддержка большинством родителей идеи внедрения кружков в практику ДОУ.
2. Наличие детей в микрорайоне, не посещающих ДОО.
3. Наличие школьников, незанятых внеурочной деятельностью в школах.
4. Наличие потребности у взрослого населения в занятиях английским языком, современной хореографией.
5. Наличие в микрорайоне молодых родителей, родителей в сложной жизненной ситуации, родителей, имеющих проблемы в воспитании детей различного возраста.
Слабые стороны (W) :
1. Нехватка рабочего времени для проведения кружковых занятий.
2. Низкий уровень мотивации педагогов к организации кружков.
3. Бессистемность занятий кружковой деятельности.
4. Слабое информирование родителей о деятельности дополнительных образовательных услуг в ДОУ. Угрозы (Т) :
1. Снижение посещаемости детьми кружков в силу различных субъективных и объективных причин.
2. Отсутствие информированности родителей о результатах работы кружков.
3. Низкий уровень финансового обеспечения жизни семей.
4. Развитие дополнительных платных образовательных и иных услуг в ДОО – конкурентах по микрорайону.
Таким образом, анализ деятельности ДОО по предоставлению дополнительных платных услуг и их качества выявил возможности и перспективы их развития, а также задачи, которые необходимо решить в целях поддержания имиджа ДОО в условиях рынка (см. табл. 4).
Таблица 4
Перспективы развития ДОО в условиях рынка
Возможности и перспективы развития дополнительных платных услуг Задачи развития ДОО
- Оказание платных услуг большему количеству разных категорий населения.
- Расширение спектра дополнительных платных услуг, предоставляемых родителям и воспитанникам педагогами ДОО.
- Привлечение педагогов организаций – социальных партнеров ДОО к оказанию дополнительных платных услуг родителям и воспитанникам ДОО.
- Расширение спектра дополнительных образовательных услуг, предоставляемых педагогами ДОО другим категориям населения. - Расширение диапазона совместных мероприятий с детьми и их родителями.
- Привлечение родителей к изучению качества образовательного процесса в ДОО.
- Создание сети дошкольных и других образовательных организаций для повышения эффективности социального партнерства.
- Обеспечение взаимодействия ДОО с другими образовательными организациями для повышения качества предоставляемых дополнительных платных услуг.
Таким образом, нами определены основания для разработки стратегии развития и моделирования маркетинговой деятельности ДОО.
Мы предлагаем динамическую модель маркетинговой деятельности, представленную следующими этапами:
1. Мотивирующий этап – создание нормативно-правовой базы для оказания дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации, учреждение маркетинговой службы, проведение маркетингового исследования для изучения маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения.
2. Аналитико-прогностический этап – анализ рыночных возможностей детского сада: создание системы маркетинговой информации; анализ результатов маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды детского сада; отбор целевых рынков детского сада: сегментирование рынка образовательных услуг, выбор целевых сегментов, на которые дошкольная образовательная организация будет ориентироваться и позиционирование услуг на рынке.
3. Организационный этап – создание маркетингового комплекса ДОО : формирование портфеля услуг (политика предложенных услуг, ассортиментная политика); определение цен на услуги (ценовая политика); организация продвижения услуг на рынке (сбытовая, коммуникативная политика).
4. Координационно-корректирующий этап – управление маркетинговой деятельностью дошкольного образовательного учреждения : работа с педагогическим коллективом и потребителями образовательных услуг.
5. Рефлексивно-оценочный этап – оценка деятельности маркетинговой службы, анализ достигнутых результатов.
В области продвижения услуг на рынок: выделение максимального количества финансовых средств на продвижение услуг; минимализация средств на продвижение услуг; использование всех составляющих комплекса продвижения услуг на рынок.
1. Составление детального плана действий (календарный план, в котором конкретизируются: маркетинговые мероприятия; ответственные, участники; ресурсное обеспечение (финансовые, материально-технические, временные).
2. Определение бюджета маркетинга. В данном разделе плана определяются затраты на маркетинговую деятельность ДОО, прогнозируется уровень доходов и издержек при оказании услуг.
3. Определение способа контроля, включающего определение: критериев (стандартов) осуществления маркетинга в ДОО; методов изучения результативности маркетинга в ДОО; форм отчетности о результатах, механизма их представления.
В ДОО осуществляется стратегическое, тактическое и оперативное планирование маркетинга, которое реализуется в тесной взаимосвязи с разработкой планов деятельности ДОО в целом.
С целью совершенствования образовательного процесса и удовлетворения потребностей родителей, на базе нашего дошкольного образовательного учреждения организованы дополнительные образовательные услуги, в деятельность введены формы работы направленные на обогащение развития детей по четырем основным направлениям:
Познавательно-речевой направленности Социально-личностной направленности Художественно-эстетической направленности Физкультурно-оздоровительной направленности
Для обеспечения реализации задач необходимо, чтобы образовательное учреждение было частью образовательного пространства, поэтому МАДОУ №53 открытая социальная система, успешно сотрудничающая с различными организациями.