Елена Сукалова
Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДО особое внимание уделяется организации предметно-пространственной развивающей среды.
В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики уделяют особенное внимание обновлению предметно-пространственной среды ДОО.
При организации предметно – пространственной среды в ДОО важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Так, для детей третьего года жизни необходимо свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.
На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими
В среднем и старшем дошкольном возрасте у дошкольников проявляется потребность в игре со сверстниками, желание создавать свой мир игры. Кроме того в предметно - пространственной среде педагог должен учитывать формирование психологических новообразований в разные годы жизни детей.
Важным условием является многофункциональность предметно - пространственной среды : во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно- пространственной среды должно периодически изменяться и обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка.
Также в каждой группе должны быть созданы специальные центры для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей; максимальную реализацию образовательного потенциала пространства; построение вариативного развивающего образования; создание условия для ежедневной трудовой деятельности; открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка; создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения этой задачи в группе детей старшего дошкольного возраста развивающая предметно-пространственная среда должна быть :
содержательно-насыщенной, включающей средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей дошкольного возраста, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
трансформируемой, обеспечивающей возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональной, дающей возможность разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
доступной, обеспечивающей свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасной, где все элементы развивающей предметно-пространственной среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от взрослых, от того, как устроена предметно-пространственная среда их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Педагоги стремятся создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.
При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, педагоги используют несколько вариантов ее построения:
1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
2. Использование помещений спальни.
3. Создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
Благодаря этому, предметно – пространственная развивающая среда позволяет развивать детей по пяти образовательным областям :
1) социально-коммуникативное развитие,
2) познавательное развитие,
3) речевое развитие,
4) художественно-эстетическое развитие,
5) физическое развитие.
Рассмотрим центры, которые связаны с театрализованной деятельностью и театрализованной игрой воспитанников.
«Музыкально — театрализованный» центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованные игры помогают сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Уголки для театрализованных игр, представлений, спектаклей организованы в каждой группе детского сада и содержат:
- различные виды театров: кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый, театр на фланелеграфе;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов,
Гибкому зонированию группы способствуют многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр на магнитной доске, двигать фигурки на фланелеграфе, использовать перчаточные куклы, куклы, сделанные собственными руками.
Неотъемлемой частью театрализованных игр является музыкальное сопровождение. Музыкальное развитие ребёнка в группе сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. «Музыкальный» центр, расположенный группе, помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях и развлечениях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.
В центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены в группе таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».
В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны и поэтому вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр.
Игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте).
Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели.
В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, и его литературные произведения. В книжном уголке хранятся книжки-игрушки, страницы которых имеют форму подушечек и напоминают резиновые игрушки; книжки-раскладушки; книжки-панорамы. Книжки, обшитые тканью с рельефными аппликациями и представляющие собой ширму для разыгрывания кукольных спектаклей, имеют в качестве приложения 2-3 «перчаточные» куклы.