Анна Владимирова
Развитие профессиональных компетенций педагога через организацию форм работы по приобщению детей к чтению
Развитие профессиональных компетенций педагога через организацию форм работы по приобщению детей к чтению художественной литературы
Внедрение в систему образования инновационных педагогических технологий, максимальная индивидуализация образовательного процесса, создание условий для самореализации и саморазвития всех участников педагогического процесса актуализируют проблему готовности педагога к развитию своих педагогических компетенций в образовательном пространстве, так как в системе образования ключевая роль принадлежит педагогу.
Публикация «Развитие профессиональных компетенций педагога через организацию форм работы по приобщению детей к чтению» размещена в разделах
Педагогическая компетенция рассматривается как уровень владения педагогом умениями проектирования, создания и внедрения нового в образовательный процесс, обеспечивающий преобразование интеллектуального, мотивационного, творческого потенциалов личности обучающегося и педагога.
Исходя из такой трактовки педагогической компетенции педагога, ее структуру мы видим через совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняемых компонентов : проективного, когнитивного, технологического, креативного и регулятивного.
Проективный компонент наделен параметрами обновления обучения, отбора оригинального сочетания, в том числе нетрадиционных средств обучения. Основным его показателем является умение прогнозировать новые параметры воздействия и взаимодействия с воспитанниками.
Показателями когнитивного компонента выступают : владение знаниями методологических, теоретических основ теории педагогической инновации и системой оригинальных интеллектуальных операций.
К ведущим показателям технологического компонента относятся : умение сочетать и эффективно применять традиционные и инновационные способы обучения, умение организовывать педагогический эксперимент.
Креативный компонент раскрывается в способности педагога нестандартно, оригинально, по- новому воспринимать и организовывать учебно- воспитательный процесс. Включает в себя параметры нестереотипности восприятия, творческого преобразования. Показателями данного компонента являются : умение продуцировать множество решений, чувствительность к проблемам педагогической деятельности.
Регулятивный компонент содержит элементы контроля, упорядочивания, коррекции процесса инновационной деятельности, управления своими эмоциями и чувствами. Предназначен данный компонент для отслеживания эффективности, результативности процесса. Его показателями являются: умение управлять инновационным процессом и способность к самоорганизации.
Определяясь с темой, в рамках которой мы хотели развивать свои профессионально-педагогические компетенции, мы руководствовались тем, что приобщение детей к чтению художественной литературы предполагает использование традиционных методов и приемов, а также цепь реализованных новшеств. При этом оно более успешно, когда включает в себя также сферы, влияющие на общий результат, т. е. носит комплексный характер. В этом плане создание партнерских отношений с родителями и налаживание взаимосвязей с социумом позволяет наиболее нестандартно и эффективно подойти к вопросу приобщения детей к чтению художественной литературы. Данная проблематика имеет широкие возможности для реализации креативного, проективного, технологического и когнитивного компонента педагогической компетенции.
Актуальность выбранного направления работы :
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить обновление содержания образования на современном этапе.
Приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.
В последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения (сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленном вхождении в книжную культуру и замещение ее культурой визуальной).
Крайне важным звеном в деле приобщения детей к книге является сотрудничество ДОУ с родителями.
На современном этапе работа с семьей требует переосмысления и изменения содержания и форм сотрудничества.
Задачи
• Развивать интерес детей к художественной литературе.
• Развивать чувство языка, обращать внимание детей на образные средства, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Знакомить родителей с деятельностью (учебной, игровой) детей в детском саду.
• Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
• Привлечение родителей к участию в творческих конкурсах, распространение опыта творческой деятельности среди родителей.
• Создание благоприятных условий для поддержания тёплых отношений между родителями и педагогами группы.
• Воспитывать любовь к родному слову.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдалина, JI.B. Сущностная характеристика феномена «профессионализм личности педагога» [Текст] / JI.B. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. — Тамбов : Изд-во Тамбовского гос. ун-та им. Г. Р. Державина, 2007. — Вып. 9 (53). — С. 48-58.
2. Абдалина, JI.B. Что такое акмеология. Вопросы и ответы : учебное пособие [Текст] / JI.B. Абдалина. — Воронеж : Изд-во Центр научно-технической информации. — 2010. — 192 с.
3. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища [Текст] / Н. В. Кузьмина. — М., 1989. — 167 с.
4. Маркова, А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности [Текст] / А. К. Маркова // Советская педагогика. — 1990. — № 8. — С. 42-52.
5. Сластенин, В. А. Педагогика : инновационная деятельность [Текст] / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. — М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
6. Фролова, О. С. Некоторые аспекты инновационной деятельности современного педагога [Текст] / О. С. Фролова // Вестник Воронежского Государственного Технического университета. — Воронеж : Воронежский государственный технический университет, 2014. — № 3-2. — С. 245-247.