Ольга Скопинцева
Развитие проектного метода обучения в дошкольной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завер-шиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформ-ленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность при-ёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для до-стижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Публикация «Развитие проектного метода обучения в дошкольной педагогике» размещена в разделах
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокуп-ность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчи-ка, координатора, эксперта, консультанта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагмати-ческой педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно акту-альным в современном информационном обществе. Метод проектов — не новость в мировой педагогике : он начал использоваться в практике обуче-ния значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика «Метод проектов» (1918, в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проек-тов был известен еще в 1905 году. Под руководством С. Т. Шацкого рабо-тала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образова-тельную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не ис-пользовался вплоть до конца 80-х годов.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через це-лесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения кото-рой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, кото-рые еще предстоит приобрести.
Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль детей в нужном направлении для самостоятельного поис-ка. Но в результате воспитанники либо в самостоятельной деятельности, но чаще в совместных усилиях решают проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получая при этом реальный и ощути-мый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориен-тироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть поня-тия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, приме-нить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого ре-зультата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных ва-риантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поиско-вых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования к использованию метода проектов в рабо-те с детьми дошкольного возраста
1. Наличие значимой для детей, актуальной в данный момент про-блемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, «Почему у Наташи заболело ухо?», «Как на Земле появились горы?»)
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предпо-лагаемых результатов (например, составление памятки для детей и роди-телей «Берегите слух», изготовление макета горной системы);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятель-ность детей, деятельность под руководством педагога.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода элементов "моз-говой атаки");
- выдвижение гипотез их решения;
-обсуждение способов достижения результатов;
-обсуждение способов оформление конечных результатов (проведе-ние праздников, выставок, творческих отчетов, оформление книг, альбо-мов, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Многие задают вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию по-рождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режис-сёрской и т. д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода по-добрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, ко-гда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило че-ловечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Ис-следования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами от-дельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки де-тей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в соб-ственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот про-цесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает по-требностям активной детской натуры.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях явля-ется развитие свободной творческой личности ребенка, которое определя-ется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития :
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей,
2) развитие познавательных способностей,
3) развитие творческого воображения,
4) развитие творческого мышления,
5) развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это :
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуа-ции (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок исследовательской дея-тельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это :
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллекту-альной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения про-блемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствую-щие решению поставленной задачи, с использованием различ-ных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ве-дение конструктивной беседы в процессе совместной исследова-тельской деятельности.
Кроме того, важно помнить, что проектная деятельность начинает формироваться в возрасте от 3,5 – 4 до 5 лет на подражательно- испол-нительском уровне. В этом возрасте ребёнок выступает в качестве заказчи-ка проекта. К концу пятого года дети переходят на новый этап проекти-рования – развивающий уровень. Это первый опыт общения со сверстника-ми, опыт совместных переживаний (общие радости, заботы, огорчения). У детей 6 – 7 лет интенсивно формируются все стороны личности ребё нка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально–волевая, действенно–практическая. В этом возрасте происходит третий – творческий – этап развития проектной деятельности.