Кожина Ирина Петровна
Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода
▼ Скачать + Заказать документы
"Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода"
Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям ФГОС ДО обусловил ряд сложностей, с которыми сталкиваются воспитатели и старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Темочки
Построение образовательной деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка, а сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, превращается в субъекта образовательного процесса (ФГОС ДО п. 1.4.2.).
Я считаю, что именно проектная деятельность помогает воспитателю связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить их работать в коллективе, сотрудничать и планировать свою работу.
Говоря о проекте, нельзя не затронуть актуальность данной темы.
Актуальность темы проекта определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.
Нашу работу по внедрению проектного метода в нашем детском саду я хочу показать на примере проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода».
Но для начала вспомним, что же такое проект?
Слово «ПРОЕКТ» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
1 этап - организационно-подготовительный
Формулируем проблему – цель (при постановке цели определяется и продукт проекта).
Формулируем задачи.
2 этап - рефлексивно-диагностиический
Помогаем в решении задач.
Помогаем спланировать деятельность.
Организуем деятельность.
3 этап - практический
Оказываем практическую помощь (по необходимости).
Направляем и контролируем осуществление проекта.
4 этап - итоговый
Совместно подготавливаем и проводим презентацию проекта (продукта деятельности).
Завершается проект подведением итогов.
На 1 этапе - организационно-подготовительном мы перед собой ставили задачи:
1. Развитие и обучение педагогических кадров.
2. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
4. Стимулировать и поддерживать инновационную педагогическую деятельность ДОУ.
5. Устанавливать партнерские взаимоотношения с семьей каждого воспитанника с окружающим социумом.
Когда мы поставили цель и задачи, далее на данном этапе происходило:
осознание собственного опыта профессиональной деятельности наших педагогов,
выявлялись ее слабые и сильные стороны,
осуществлялся проблемно-ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т. д.
кроме этого, выявлялись противоречия и проблемы, происходил поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.
На втором этапе - этапе рефлексивно-диагностическом проводился анализ заинтересованности наших педагогов, уровня знаний по данной теме.
Осуществлялось мотивирование педагогов, оказывалась методическая помощь :
1. Консультации «Виды проектов», «Алгоритм проекта», «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Создание предметно-пространственной среды в группе», «Участие родителей в проектной деятельности».
2. Семинар - практикум на тему: «Общие основы проектирования. Метод проектов в дошкольном образовании»
3. Выставки методической и справочной литературы по проектному методу
4. Педсоветы
5 Мастер- класс «Разработка проектов образовательного процесса»
6 Деловые игры
7 Анкетирование педагогов и родителей для выявления актуальных проблем, интересных тем
На третьем этапе - реализации проекта целью было активизировать деятельность педагогов и использовать профессиональные навыки в практической деятельности.
На данном этапе педагогами :
- осуществлялось самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов;
- разрабатывались планы развития материально-технической базы;
- обогащалась предметно-пространственная среда в ДОУ;
- велось активное сотрудничество с семьями воспитанников.
На этом же этапе нами:
- Систематизировался и обрабатывался накопленный материал по заданной теме;
- Давались методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей.
Презентация проектов была представлена в разнообразных формах:
- Итоги проектной деятельности оформлялись в виде мультимедийных презентаций;
- Творческие отчеты реализации проектов проходили на семинарах, мастер-классах, практикумах, дискуссиях;
- Обобщался и распространялся опыт работы, создавался банк данных;
- Подводились результаты проектной деятельности педагогов за учебный год;
- Вносились предложения по расширению и совершенствованию проекта;
- Проводился анализ эффективности используемых форм работы с педагогами, результативность работы.
Существует несколько критериев анализа проекта :
- название проекта;
- вид, тип проекта;
- актуальность (целесообразность, реальность предлагаемых решений;
- практическая направленность на развитие ребенка;
- уровень творчества, оригинальность раскрытия темы;
- доступность реализации (характер затрат);
- оптимизация развивающей среды;
- степень взаимодействия с родителями;
- «плюсы» и «минусы» проекта;
- эффективность результатов.
В заключении хотелось бы отметить, что:
1 Проектная деятельность качественно повлияла на повышение профессионально - личностного потенциала педагогов, в нашем ДОУ повысился процент педагогов в первой и высшей квалификационной категорией.
2 Повысилась составляющая для планирования воспитательно- образовательной работы, посредством включения проектных разработок в тематическое, перспективное планирование, в соответствии с Основной образовательной программой ДОУ;
3 Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
4 В результате работы над проектами наши педагоги стали активно участвовать в районных и международных конкурсах, являются активными участниками РЦ Светоч, также принимают активное участие в работе инновационной площадки, выступают в НИРО, печатаются в различных сборниках.