Рагузова Анастасия
Экологическое образование в дошкольной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Пронина И. А., Рагузова А. Н.
Экологическое образование в дошкольной педагогике
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая его нормальное существование, жизнедеятельность.
Помочь решить экологические проблемы, призвана система экологического образования подрастающего поколения.
Публикация «Экологическое образование в дошкольной педагогике» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это период жизни, когда человек делает первые шаги по пути освоения такого сложного мира, который его окружает. В процессе активного общения, взаимодействия с природными объектами, стимулируемыми естественными потребностями малыша в познании мира, у детей дошкольного возраста формируется система представлений о природе. Вместе с тем, это же общение (при условии правильной его организации) обеспечивает и развитие личностных характеристик ребенка. Малыш учится видеть и различать прекрасное и безобразное, понимать и ценить добро и противостоять злу. У него складываются основы миропонимания, мировоззрения, ценностного отношения к природе.
На реализацию всех ключевых, методологических и принципиальных положений применительно к дошкольному детству призвана методика экологического образования дошкольного возраста.
Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, В. Г. Грецовой, Т. А. Куликовой, Л. М. Маневцовой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой.
Методика экологического образования дошкольников – это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением.
Теоретической основой методики экологического образования дошкольников являются ФГОС дошкольного образования, базовые положения общей и дошкольной педагогики.
Основные задачи, решаемые в процессе организации работы по экологическому образованию детей, заключаются в следующем:
1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы.
2. Научить экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы.
3. Воспитать потребность в общении с природными объектами.
4. Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности.
5. Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба.
6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и деятельности, направленной на созидание природного окружения
Экологические проблемы нельзя рассматривать только с точки зрения сохранения окружающей среды. Очень важно переосмыслить те критерии, по которым живет человечество. Природа – это не только естественная среда обитания человека, не только фактор удовлетворения его физических и материальных потребностей. Общение с ней обогащает духовный мир человека, делает его мягче, добрее, расширяет кругозор. Именно поэтому так важно развивать экологическое образование дошкольников.
Список использованных источников и литературы
1. Миронов А. Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 2. – С. 36-43.
2. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие – М. : ИНФРА-М, 2017. – 184 с.