СУЛТАНОВА ЭЛЬМИРА
Конспект семинара «Знатоки проектного метода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема семинара ШМС : «Знатоки проектного метода»
Автор: Султанова Эльмира Ниязиевна
Место проведения семинара : МБДОУ «Детский сад «Горошек» п. Полтавка, Красногвардейский район Республика Крым.
Публикация «Конспект семинара „Знатоки проектного метода“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологией проектирования через интерактивные формы методической работы.
Оборудование: мяч, таблички с названием команд, карточки с бабочками, фломастеры по количеству педагогов.
Руководитель ШМС: Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о проектной деятельности. Вспомним то, что знаем, а так же при обмене опытом получим новые идеи для дальнейшего творчества в данном направлении. Проектный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Во – первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию.
Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В – третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта. Также тема метода проекта актуальна еще по ряду причин:
• федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного учреждения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей;
• человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов;
• возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что направлена модернизация образования, в частности дошкольного.
Сегодня, уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку творчества и фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод. Наше общение пройдет в форме игры «Затоки проектного метода». Уважаемые коллеги я представляю вам жюри, которое будет по достоинству оценивать мастерство наших воспитателей. (представить)
Руководитель ШМС : Перед игрой я предлагаю Вам снять психологическое напряжение, настроиться на игру с помощью упражнения «Ассоциации». Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Руководитель ШМС :
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
Руководитель ШМС : Соревноваться будут две команды педагогов. Каждое задание оценивается в 3 балла. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Успешной команде, набравшей больше всех жетонов, присваивается звание «Знатоки проектного метода». Уважаемые коллеги поприветствуем команду «Дружба». И участников команды «Радуга».
Руководитель ШМС: Первое задание командам, на каждую букву названия Вашей команды в течение 3 минут необходимо подобрать слова, которые имеют отношение к проектной деятельности.
Задание 1:
Д – дети
Р – реализация, риск
У – успех
Ж – желание
Б – будущее
А – алгоритм
Р – результативность, разработка
А – актуальность
Д – достижения
У – умения
Г – группа
А – активность
Руководитель ШМС: Следующее задание, на березовых и кленовых листочках даны вопросы с вариантами ответов, надо выбрать правильный ответ. Листочки предлагаю выбрать Вам самим. (прячет листочки за спиной и предлагает определить каждой команде, в какой руке их листок).
Задание 2 (листочки)
1. Что такое педагогическое проектирование?
1. дань моде;
2. догма профессиональной деятельности педагога;
3. вид педагогической деятельности
2. Какое из трех определений подчеркивает типы проекта по доминирующему виду деятельности?
1. коллективный;
2. исследовательский;
3. долгосрочный
3. Что такое гипотеза?
1. короткая аннотация проекта;
2. опасение педагога о неудачной реализации проекта;
3. предположение, требующее объяснения и подтверждения
4. Кто является основоположником проектного метода?
1. американский педагог демократ Джон Дьюи;
2. великий русский педагог К. Д. Ушинский;
3. французский психолог Ж. Пиаже, про которого говорят: "Он был первым среди равных".
5. По срокам реализации проект может быть?
1. Краткосрочный
2. Срочный
3. Долговременный
4. Длительный
6. Когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблему, это вид проекта…
1. исследовательско-творческий
2. ролево-игровой
3. информационно-практико-ориентированный
4. игровой
Руководитель ШМС: Предлагаю следующее задание
Задание 3 «Поймай бабочку», с помощью которого вы должны практически показать понятие «Интеграции»
В течение 5 минут придумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить сказки «Три поросенка», «Дюймовочка» в различные образовательные области (социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое, познавательное, физическое). Предлагаю каждой команде по 5 бабочек, на каждой из них прописана одна образовательная область, под каждой областью Вы прописываете вид деятельности.
Предлагаю Вам воспользоваться карточками с описанными задачами по каждой образовательной области, с помощью них легче будет раскрыть знакомство с данной сказкой.
Руководитель ШМС: Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Вам необходимо из ниже записанных задач на карточках голубого цвета выбрать задачи развития в младшем дошкольном возрасте, а на карточках сиреневого цвета задачи развития в старшем дошкольном возрасте
Задание 4:
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Руководитель ШМС: Как Вы знаете уважаемые педагоги, работа над проектом происходит в несколько этапов.
5 задание: Предлагаю Вам расположить этапы в правильной последовательности (они прописаны на божьих коровках). На цветках прописаны действия, Вам необходимо соотнести этапы с действиями, т. е. посадить божью коровку на цветок (приложение 5).
I этап – организационно-подготовительный:
• подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
• изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
• пополнение предметно-развивающей среды;
• подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
• анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
• выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
• формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.
III этап - практический:
• коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
• определение содержания работы как базового компонента в приоритетном направлении деятельности педагога;
• реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую деятельность ребенка;
• обобщение и распространение опыта работы;
• защита проекта на втором этапе аттестации педагогов ДОУ;
• участие в городском конкурсе педагогических проектов.
IV этап - заключительный:
• анализ достижения целей и полученных результатов;
• определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Руководитель ШМС: Слово предоставляется председателю жюри для подведения итогов.
Руководитель ШМС: Мы переходим ко второй части нашего семинара.
Сегодня на "Аукционе педагогических идей". выставлены необычные лоты - это педагогическая продукция наших педагогов, которые на сегодняшний день станут аукционистами. Аукцион - публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продаётся в присутствии многих желающих - покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. Представляем вашему вниманию:
Ведущий аукциона – Султанова Э. Н. ;
Аукционист – Малюшицкая О. В. ;
Аукционеры - вы уважаемые коллеги.
Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто ответит на вопрос. Если не отвечаете на вопрос, то идея остаётся в банке методического кабинета.
И так, разрешите начать наш "Аукцион педагогических идей"
На аукционе талантов представлено 5 лотов, которые заявлены в ваших программах:
Лот №1 - "Использование нетрадиционных методов на физкультурных занятиях"
Лот №2 - "Моя семья"
Лот №3 - "Сказочное путешествие со Звездочётом"
Лот №4 - "Инновации в методиках развития связной речи"
Лот № 5 - "Город цветных человечков"
Представляем вашему вниманию лот №1
Итак, начальная цена - первый вопрос:
1. Назовите нетрадиционные виды закаливания детей в вашей группе?
2. Вы знаете, что петух поет «ку-ка-ре-ку», в Германии считают, что петух кричит «ки-ке-ре-ки», в Турции – «ко-ко-ри-ко», в Голландии – «ку-ке-лу-ку». Мы с раннего возраста учим детей употреблять в речи эти слова, как они называются? Звукоподражательные слова.
3. Раскройте смысл народных сравнений:
Свалился как снег на голову (неожиданно); пишет, как курица лапой (небрежно); нужен как телеге пятое колесо (бесполезен); вертится как белка в колесе (беспрестанно хлопочет; суетится).
4. Кто сказал правильно?
Петя сказал сестре:
- Надевай пальто – пойдем кататься на санках!
Надя сказала брату:
- Одевай пальто - пойдем кататься на санках! Петя сказал правильно
5. С какого возраста начинают воспитывать нравственные качества у детей?
6. Перечислите участников проектной деятельности в ДОУ?
7. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет? ( Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельностьь, проблемные ситуации.)