Татьяна Бугрова
Использование проектного метода в работе дошкольного учреждения
▼ Скачать +Заказ
Использование проектного метода в работе дошкольного учреждения
Аннотация
В работе представлен опыт использования проектного метода в дошкольном учреждении. На конкретных примерах, описаны наиболее эффективные для работы с детьми дошкольного возраста типы проектов. Особый акцент сделан на проектах по обучению дошкольников безопасному поведению. Данные проекты представлены в виде методических разработок, которые могут использоваться в работе любого ДОУ. В ходе планирования и реализации проектов наблюдаются позитивные изменения в познавательном развитии детей, личностный рост дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, что способствует их успешному обучению в общеобразовательных учреждениях.
Публикация «Использование проектного метода в работе дошкольного учреждения» размещена в разделах
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства, методы воспитательно-образовательной работы. По нашему мнению, одним из наиболее ярких, развивающих, интересных методов для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении воспитанникам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных областей.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. То есть, в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
С 2008 года в нашем детском саду педагоги используют метод проектов как способ организации педагогического процесса. Этот метод является уникальным средством обеспечения интеграции всех образовательных областей. Необходимо отметить, что любой вид планирования можно назвать проектированием, изюминкой проектной деятельности в ДОУ является то, что в планировании активное участие принимают дети.
Так, в средней группе девочка принесла из дома военную фуражку своего отца. Дети заинтересовались ею. Воспитателем были заданы вопросы детям: Что дети знают о фуражке? Кем был Кристинин отец, когда её носил? Что дети хотят ещё узнать? В каких войсках он служил? Трудно ему там было? Как он жил там без мамы? Какую форму носят моряки? Лётчики? Танкисты? Как найти ответы на наши вопросы? Это стало началом работы над информационным коллективным творческим долгосрочным проектом «Защитники Отечества».
Существуют разные классификации проектов.
Типы проектов по Е. С. Евдокимовой: [2]
1. По доминирующему методу : исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные проекты.
2. По характеру содержания: включает ребёнка и его семью, ребёнка и природу, ребёнка и рукотворный мир, ребёнка, общество и его культурные ценности.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Виды проектов по Н. Е. Вераксе, А. Н. Вераксе: [1]
Исследовательский проект;
Творческий проект;
Нормативный проект.
Из опыта работы нашего детского сада, можно сделать вывод, что не все типы проектов эффективны в работе с детьми дошкольного возраста. Информационные проекты, которые направлены на сбор информации о каком – либо предмете или явлении наиболее эффективны тем, что их можно использовать при изучении любой лексической темы. Примером могут служить наши проекты : «Зимушка – зима» при изучении лексической темы «Зима», «Конфета моей мечты» при работе над лексической темой «Новый год», «Защитники Отечества» при работе над одноименной темой.
Также мы проводили творческие проекты, которые не имеют детально проработанной структуры, но дают возможность проявить творчество и фантазию. Примером может служить проекты «Новогодняя игрушка», «Золотая осень».
Исходя из опыта, можно сказать, что в детском саду эффективней применять фронтальные типы проектов, которые способствуют включению в работу всех детей группы, тем самым повышая уровень коммуникативных навыков.
Принцип реализации проекта можно рассматривать на конкретном примере.
Отправной точкой проекта может служить игровая ситуация, которая поставит перед детьми какую – либо проблему. Так в процессе изучения лексической темы «Наша Родина» почтальон принес письмо, в котором была просьба рассказать о посёлке, в котором живут наши воспитанники.
Дети попытались составить письмо, охарактеризовав наш поселок, но высказывания были бедные, не всегда логичные и сами дети почувствовали, что имеют маленький запас знаний. Дошкольники пришли к выводу, что прежде чем что – то рассказать нужно, самим много узнать о своем поселке.
После осмысления и принятия проблемы, дети приступают к планированию предстоящей деятельности, где каждый ребёнок может предложить свои варианты и способы решения задач. Обсуждение плана действий, хода работы и результата, положительно сказывается на развитии речи. Предположения, гипотезы развивают воображение, поиск доказательств – наглядно – действенное мышление.
Дошкольники часто испытывают трудности в планировании своей деятельности, имеют слабые проективные умения, поэтому взрослым нужно грамотно направлять детей к принятию решений.
Важно воспитателям соблюдать партнерскую позицию, это способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принимать решения. Педагог может в качестве равноправного участника предлагать возможные варианты решения задач (а что, если, как вы думаете, если попробовать….).
И ещё я хочу затронуть одну очень важную проблему – это вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. В результате проектной деятельности вовлечение родителей проходит ненавязчиво т. к. видя интерес в глазах детей, родители включаются в различные виды работ.
В зависимости от потребностей детей, возможности и желания семьи родители могут помочь в реализации запланированного на любом этапе проекта. Так в проекте «Зимушка – зима» дети запланировали отправить своим далёким друзьям в жарких странах загадки и стихи о разных зимних явлениях. Родителям было предложено заняться вместе с ребёнком словотворчеством и сочинить небольшие четверостишия или загадки. Многие увлеклись этим процессом всей семьёй. В итоги в приёмной группы получился целый «снегопад словотворчества».
Интересной оказалась совместная работа родителей и детей над проектом по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина». В результате были изготовлены групповые и индивидуальные книжки о нашем поселке. В них дети описывали любимые места или достопримечательности поселка. Иллюстрациями в книжках служили семейные или индивидуальные фото детей на фоне этих мест. Таким образом, проведенная работа позволила не только пополнить знания и дети и родителей о малой родине, но и способствовала развитию связной речи и обогащению словарного запаса детей.
Можно еще долго говорить о результатах родительского участия в проектах (изготовление новогодней игрушки из конфетных фантиков, создание макета корабля – для сюжетно-ролевой игры).
Совместная работа помогла не только в реализации проектов, но и в укреплении детско – родительских отношений, вовлечении родителей в образовательный процесс, педагогического просвещения родителей и повышения имиджа дошкольного учреждения.
Обеспечение безопасности детей является одной из приоритетных задач работы детского сада. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность часто ставят детей перед реальными опасностями. Формирование у детей осознанного отношение к соблюдению ПДД, чувства ответственности, закрепление знаний детей правил пожарной безопасности считаем важным направлением в своей работе.
У нас есть опыт проведения больших масштабных проектов, которые охватили не только все возрастные группы нашего ДОУ, но и городские организации – это пожарная часть №11 по охране пгт Бачатский ГКУ КО «Агенство по защите населения и территории Кемеровской области» и ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Беловский», с которыми мы сотрудничали во время реализации этих проектов.
В 2016 году был разработан и реализован проект по пожарной безопасности «Берегись – не обожгись».
Цель проекта : формирование у дошкольников элементарных представлений о пожарной безопасности, акцентирование внимания взрослых на важности данного вопроса.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять знания детей о правилах поведения во время пожара;
2. Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности;
3. Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров;
4. Продолжать знакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар;
5. Расширять кругозор детей, словарный запас;
6. Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
7. Закреплять у сотрудников знания и умения пользоваться огнетушителем, правильно и безопасно действовать во время чрезвычайной ситуации.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, наблюдательность, смекалку, сообразительность;
2. Развивать двигательную активность, стремление объединяться для получения общего результата.
Воспитательные
1. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к окружающему миру и своему здоровью;
2. Воспитывать уважение к профессии пожарный, их нелёгкому труду;
3. Воспитывать чувство ответственности и навыки безопасного поведения.
В ходе реализации проекта были проведены беседы, познавательные занятия, обсуждение проблемных ситуаций, чтение художественных произведений и заучивание стихов.
Большой интерес у детей вызвали различные эксперименты, проводимые на базе лаборатории «Кота Ученого» созданной в ДОУ. В ходе экспериментирования «Огонь друг-огонь враг» дети пришли к выводу, что огонь полезен и только безответственное отношение человека делает его нашим врагом.
Огромное впечатление на детей произвела встреча с пожарной командой для знакомства с работой пожарных во время тушения пожара.
Начальник пожарной части провел практическое занятие с сотрудниками детского сада, инспектор пожарной части №11 выступил на родительском собрании, акцентировав внимание родителей на причины возникновения пожаров и участие в них детей.
Дети подготовительной группы поставили спектакль «Теремок» на новый лад по ПБ.
Большой интерес вызвала у детей и родителей выставка поделок по пожарной безопасности и выставка рисунков. Все работы были оригинальные, интересны в оформлении и выборе материалов изготовления поделок.
Педагоги подготовили консультации для родителей и памятки по ПБ.
Итогом работы стало спортивно-познавательное мероприятие «Я б в пожарные пошел» с участием детей, родителей и бойцов пожарной части. И дети, и взрослые с большим азартом и интересом участвовали во всех конкурсах и «болели» за свою команду.
Проект «Безопасная дорога» проводился в 2017 году. Перед проведением проекта была проведена диагностика знаний детей правил дорожного движения. Диагностическое обследование проводили не только в ходе наблюдения, но и в процессе бесед, в процессе создания игровых проблемных ситуаций, в результате анализа детских творческих работ.
Были выявлены следующие результаты знаний ПДД: высокий уровень составил 15%, средний - 77%, низкий - 8%.
После реализации информационного фронтального долгосрочного проекта была вновь проведена диагностика, результаты которой были намного выше. Высокий уровень составил 46%, средний - 54%, низкий уровень отсутствует.
Реализация проекта проходила в различных видах деятельности: чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр познавательных мультфильмов, сюжетно-ролевые и дидактические игры, экскурсии.
Были организованы выставки: светоотражающих значков «Ярче всех!» и выставка рисунков по правилам дорожного движения. Лучшие рисунки были отправлены на городской этап областного конкурса рисунков по ПДД среди воспитанников детских дошкольных образовательных учреждений «Безопасный переход» и заняли 1 и 3 место.
Проводили акцию «Письмо водителю». Дети подготовительной группы вместе с родителями составили обращения к водителям. Сами ребята вручали свои письма вместе с бригадой дорожно-патрульной службы.
Открытие детского Авто городка на территории детского сада стало частью работы над проектом. В проектировании Авто городка принимала участие старший инспектор по пропаганде и безопасности дорожного движения. Почетными гостями праздничного мероприятия стали заместитель начальника отдела ГИБДД, старший инспектор по пропаганде и безопасности дорожного движения и инспектор по пропаганде.
Наличие Авто городка на территории детского сада позволит теоретические знания поведения детей на дороге перевести в практические умения.
Итогом проекта стало проведение спортивно-познавательного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Дорожная азбука» с участием инспекторов ГИБДД, а в средней группе спортивно-развлекательное мероприятие «Папа, мама, я – автомобильная семья».
Мы считаем, что использование метода проектов повышает качество работы ДОУ :
• происходит обогащение предметно – развивающей среды;
• повышается активность и творческо-поисковая деятельность всего педагогического коллектива;
• сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;
• активизируется интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;
• укрепляются детско-родительские отношения;
• пополняется программно – методическое обеспечение.
Многократная работа над различными проектами позволила нам составить модель взаимодействия всех участников образовательных отношений в ходе подготовки и реализации проектов.
Опираясь на эту модель, работа над любым проектом приобретает четкость и последовательность.
Считая метод проектов эффективным средством всестороннего развития ребенка, планируем и в дальнейшем, использовать данный метод в работе нашего дошкольного учреждения.
Литература:
1. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 64с.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст]/ Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2008, - 64с.