Татьяна Ехиванова
Эффективность проектного метода в работе с родителями и детьми раннего возраста в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОО с родителями детей раннего возраста
«Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие». В. С. Мухина
Две наиболее значимые сферы для ребёнка раннего возраста в этот период – семья и детский сад. Уникальность семейного воспитания обусловлена особой значимостью разных людей в жизни ребёнка данного возраста в силу его психологической и психомоторной зависимости от них.
Публикация «Эффективность проектного метода в работе с родителями и детьми раннего возраста в адаптационный период» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Взаимодействие ребёнка раннего возраста с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Каждый по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Благоприятный процесс адаптации детей к детскому саду во многом зависит от грамотного психологического сопровождения, тесного взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей в данный период, установление доверительного контакта между педагогами и родителями. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в жизни группы, важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития детей.
В «Законе об образовании» №273 ст. №18 прописано «Основная роль родителей заключается в реализации преимущественного права родителей на воспитание ребёнка, в то время как педагог обязан оказывать посильную консультативную помощь».
Однако воспитательная функция семьи в современной социо-культурной ситуации снижается. Причины этого явления связаны с нестабильностью общества, социальной напряжённостью, экономическим давлением. Многие родители перекладывают воспитание своего ребёнка на дошкольное образовательное учреждение, воспринимая дошкольный период, как время, не требующее от них особых воспитательных усилий. Не все родители обладают высоким уровнем психолого - педагогической культуры, зачастую испытывают определённые трудности в установлении контактов с детьми, так как не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей. Молодые семьи практикуют непродуктивные тактики воспитания: гиперопёка, вседозволенность, или наоборот - достаточно часто дети испытывают дефицит общения с родителями. Такое положение негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитывает инертность и потребительское отношение к педагогу и системе образования в целом. Поэтому общение педагогов с родителями воспитанников всегда остаётся актуальным, особенно в период привыкания детей к новым условиям детского сада.
В свете современных изменений в системе образования, в соответствии с ФГОГС ДО, сложившуюся ситуацию можно решить в процессе «взаимодействия с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
С учётом этого необходимо организовать взаимодействие с семьёй в разных формах. Опыт работы показывает, что на сегодняшний день такие формы работы с родителями, как собрания, консультации, наглядная информация и другие, недостаточно эффективны, так как родители выступают на них как формальные слушатели.
Поэтому одной из задач по решению проблемы успешной адаптации детей к новым условиям - является внедрение эффективных технологий сотрудничества, поиск рациональных путей взаимодействия с родителями в практику социально - делового и психолого - педагогического партнёрства.
Организовать сотрудничество с семьёй более эффективно, обеспечить интеграцию деятельности различных специалистов, на наш взгляд помогут педагогические проекты.
Метод проектов - один из наиболее эффективных методов, который включает взаимодействие, педагогов, родителей и детей : участие в каком – либо общем деле, совместные действия, деятельность. Целью каждого совместного проекта является решение актуальной проблемы, основанном на принципиально новом способе их разрешения.
При создании проектов мы определяем потребности родителей в совместной партнёрской деятельности, учитываем их интересы и пожелания. При этом используем следующие формы работы : посещения детей на дому, знакомство с детьми до прихода в детский сад, индивидуальные беседы, родительское собрание «Будем знакомы». Анкетирование родителей свидетельствовало о том, что они готовы к сотрудничеству. Проанализировали проблемы, которые касаются большинства родителей детей, впервые поступивших в детский сад, определили основные направления совместной деятельности в ходе работы над проектами, учитывая особенности развития детей 2-3 лет.
В реализации проектов активными участниками взаимодействия стали педагоги группы, музыкальный руководитель, родители.
Во всех проектах главной целью взаимодействия являлось - создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду, на сохранение и укрепление физического, эмоционального и психологического развития детей раннего возраста. Для достижения целей были поставлены следующие задачи.
Для детей: преодоление стрессовых состояний в период адаптации к детскому саду, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, с педагогом, развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Для родителей : установление долговременных постоянных связей с родителями, формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста, гармонизация детско-родительских отношений, привлечение их к продуктивному сотрудничеству, приобщение к участию в жизни группы.
Совместные проекты классифицировались по следующим признакам: по срокам реализации (средней продолжительности, долгосрочный); по тематике. В процессе их реализации решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Определены этапы каждого проекта.
1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей на предстоящую деятельность; знакомство родителей с задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка проектной деятельности.
2 этап – исполнительский. Собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста, развитие ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка, формирование привычки у родителей в содержательном проведении совместной деятельности.
3 этап – заключительный. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместной работы. Форма проведения: совместные праздники, занятия, досуги, участие в конкурсах, выставках.
Продумана и разработана программа мероприятий в рамках проектов, по следующим направлениям:
- организация работы с детьми;
- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания;
- активизация общения детей и родителей через непосредственное участие в образовательной деятельности.
Использовали разнообразные формы взаимодействия (семинары- практикумы, диспуты, круглые столы, совместное проведение праздников и занятий с детьми, участие в конкурсах поделок,
Нами разработаны и реализованы следующие проекты : игровой образовательный проект «Машенька, Маша – куколка наша» через организацию метода «любимой игрушки» - куклы Маши. В соответствии с планом проекта были разработаны и реализована : система игр – занятий с куклами, к каждому из них подобрано художественное слово, игровые мотивации, дидактические, хороводные, коммуникативные, подвижные игры, игры с пальчиками, сценарии развлечений, театрализованных представлений. Родителям были предложены консультации «Как облегчить адаптацию для малышей», «Какие игрушки покупать детям», «Роль фольклора в эмоциональном и речевом развитии детей», проведён семинар практикум «Играем с ребёнком». В помощь родителям оформлен тематический альбом «Куклы – своими руками», «Как мы играем дома». Родители мастерили узелковые куколки на совместном занятии с детьми, куклы – перчатки с последующим использованием её в совместной игре «Теремок» на занятии в клубе. Папы изготовили люлечки, которыми с удовольствием играми дети. На родительском собрании была показана видеосъёмка самостоятельных игр детей, где родители смогли посмотреть, как интересно, увлечённо, дружно играют, общаются дети в играх.
Несмотря на создание оптимальных условий для благоприятной адаптации детей, мы находимся в постоянном поиске. Разработан и реализован исследовательский практико-ориентировочный проект «Вода, водица, всем пригодится» в организации разных видов детской деятельности с использованием воды, т. к. вода – это удивительный объект познания, первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш, она дает ребенку приятное ощущение, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
При реализации проекта совместно с родителями был оборудован центр «Песок – вода», приобретён набор резиновых и пластмассовых, заводных плавающих игрушек, материалов для игр и детского экспериментирования. В процессе реализации проекта использовали различные формы организации работы с детьми : минутки радости, дидактические, пальчиковые, конструктивные игры, игры с водой в ходе режимных моментов, опыты и эксперименты, наблюдения, развлечения, организация совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности.
С родителями проведён семинар - практикум по организации игр с водой в домашних условиях, оформили тематические памятки, подобрали практический материал потешек, прибауток, стихов про водичку, снег, лёд, игр с водой, позволяющих ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание ребёнка в зависимости от его состояния. Вовлеченность в проект позволила родителям стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Очень важна в адаптационный период совместная работа с родителями по организации двигательной активности детей. Сегодня следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должного внимания заботе о физическом развитии. А ведь, именно, у детей младшего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Поэтому нами были разработаны и реализованы совместные игровые практико - ориентировочные проекты зимней площадки «Площадка Олимпийского резерва» и детской игровой площадки «Островок сказок» с целью создания благоприятных условий для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе, формирования двигательной активности детей, приобщения их к здоровому образу жизни.
В результате проектной деятельности коллектив родителей и педагогов нашли взаимопонимание необходимое в совместной деятельности. Постройки на площадке стимулировали двигательную активность малышей. Дети получили эмоциональный заряд, растут крепкие, закаленные, жизнерадостные, любят прогулки и веселые подвижные игры. Сократилось число простудных заболеваний.
Результаты анализа адаптации детей раннего возраста за три предыдущих года показали, что взаимодействие с родителями в проектной деятельности в процессе занятий в клубе «Лапушка» способствовали прохождению адаптации в короткие сроки с лёгкой и средней степенью адаптации (см. диаграмму). Эти показатели позволяют судить об оптимально - созданных условиях для детей раннего возраста в период адаптации и важности тесного сотрудничества с родителями в совместной деятельности.
Таким образом, в результате реализации проектов отметили : дети быстро включились в воспитательно-образовательный процесс; у них сформировалось положительное отношение к детскому саду, а также осознанное отношение родителей к личностному развитию детей, установились взаимные доверительные отношения педагогов, родителей и детей. Совместная проектная деятельность способствовала реализации эффективного включения семьи в жизнь ребёнка в ДОО. Родители стали равноправными, заинтересованными участниками образовательного процесса.
Подводя итоги своей работы, можно сделать вывод, что проектный метод работы является достаточно эффективной формой работы ДОО с семьёй; творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают
Работа воспитателей групп детей раннего возраста с родителями очень ответственна, ибо это начало многолетнего сотрудничества детского сада и семьи. Успех такого сотрудничества, его действенность во многом зависит от того, насколько родители с первых дней нахождения ребенка в детском саду проникнутся доверием к педагогам, убедятся в том, что теперь их заботы о малыше разделят заботливые, добрые, знающие и умелые педагоги.
Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей I младшей группы к дошкольному учреждению?
Цель проекта : создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи проекта
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения;
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
Сроки реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года.
Критерии эффективности проекта
1. Будут преодолены стрессовые состояния у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
2. Будет организована работа по развитию навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Будет организована работа по развитию игровых навыков, произвольного поведения.
4. Будет организована работа по формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышению коммуникабельности между родителями.
5. Повысится профессиональная компетентность педагогов по вопросам адаптации детей к детскому саду.
Аннотация
Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс.
Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе.
Современные родители, безусловно, более образованы и активны в отношении собственных детей: отсюда и секции, кружки, группы раннего развития, центры творчества и обогащения. Но не всегда даже педагогически грамотные родители знают, как подготовить своего ребенка к посещению дошкольного учреждения и самим быть готовыми к этому.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Содержание проекта
• Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
• Целеполагание проекта
• Ожидаемые результаты реализации проекта
• Механизм реализации проекта
• Этапы и содержание проектной деятельности
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
• План образовательной работы с детьми и родителями
• Мониторинг проекта
• Перспективы деятельности к завершению проекта
Воздействие внутренней среды к вопросу адаптации к детскому саду
В нашем детском саду воспитываются часто болеющие острыми респираторными заболеваниями дети, дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период реконвалисценции, бронхиальной астмой вне обострения. Здесь много уделяется именно здоровью ребенка. Ведь, к сожалению, ни для кого не секрет, что первое время ребенок начинает болеть, иммунитет снижается. И связано это не только с тем, что его окружение становится многообразнее, но и с тем, что первое время ребенок испытывает дискомфорт и стресс от происходящего. Поэтому медицинская поддержка ему просто необходима.
Родители давно признаны главными воспитателями своих малышей, но в то же время они возлагают большие надежды на педагогов детского сада. И сделать родителей активными помощниками, непосредственными участниками педагогического процесса для меня очень важно.
Для организации процесса адаптации ребенка к новым условиям использую следующие формы и способы:
1. элементы телесной терапии (обнять, погладить);
2. исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
3. релаксационные игры (песок, вода) ;
4. сказкотерапия — это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
5. игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
6. культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
2. постепенное заполнение группы;
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
4. информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
5. осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул) ;
6. наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра) ;
7. протекание адаптации (медицинская сестра).
В нашем учреждении работают группа кратковременного пребывания, благодаря которой дети и родители могут пройти мягкую адаптацию и привыкнуть к режиму и требованиям детского сада.
Успех в деле адаптации детей зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей.
Формы работы с родителями :
1. Консультирование — повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду
3. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.