Елена Жеварина
Развитие представлений об организме человека и осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно исследованиям, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз. За последние годы состояние здоровья дошкольников ухудшается. Поэтому, в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Публикация «Развитие представлений об организме человека и осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из способов мотивации сознательного отношения к своему здоровью для старших дошкольников является знакомство детей со строением организма человека. Так как, зная особенности функционирования своего организма, ребенку будет легче предотвратить или избежать ситуации, наносящих вред своему здоровью или здоровью окружающих.
В 2015 году в нашу группу поступили ребята 4 лет. Из них с первой группой здоровья - 16%, со второй - 84%. Почти всем детям рекомендованы наблюдения специалистов (хирурга, кардиолога, невропатолога). На протяжении учебного года наблюдался высокий уровень заболеваемости детей ОРВИ. Сравнивая уровень заболеваний прошлых выпусков и вновь поступающих детей, мы отметили тенденцию к общей ослабленности здоровья ребят, приходящих в детский сад. Поэтому для нас проблема сохранения и укрепления здоровья детей стала актуальной.
Все выше сказанное говорит об актуальности проблемы по формированию представлений об организме человека и осознанному отношению к своему здоровью у детей нашей группы.
На протяжении сентября 2015г., в ходе наблюдений за выполнением гигиенических процедур и режимных моментов, индивидуальных бесед, рассматривании иллюстраций, в игровой деятельности постепенно выявлялся уровень представлений об организме человека и осознанного отношения к своему здоровью. Начальное исследование уровня знаний и умений детей показало, что все дети имеют первоначальные знания об организме человека и охране своего здоровья. Большая часть детей имеет поверхностные представления об организме человека, не могут устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями по уходу за организмом и своим здоровьем.
Опираясь на результаты педагогического обследования детей нашей группы, были поставлены следующие основные задачи на 2015-2016 уч. год:
1. Формировать представления об особенностях организма человека, о назначении отдельных органов (сердце, легкие, желудок, мозг, глаза, уши, нос, кости и мышцы);
2. Развивать представления о полезности и целесообразности соблюдения детьми гигиенических процедур и режимных моментов (утренняя гимнастика, дневной сон, прогулка и др.);
3. Развивать умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности детей.
4. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью;
Нашу работу по формированию представлений об организме человека и сознательному отношению к своему здоровью мы условно разделили на 3 основных этапа, основываясь на логике формирования деятельности:
1 этап: Ознакомление детей с организмом человека;
2 этап: Уточнение, закрепление и обогащение знаний детей об организме человека, полученных ранее.
3 этап: Активизация практической деятельности детей, опираясь на полученные знания и умения.
Занятия по формированию представлений об организме человека входит в блок занятий «Социальный мир» и проводятся один раз в месяц по подгруппам. Этого недостаточно, поэтому широко используем игры и упражнения по формированию представлений об организме и осознанного отношения к своему здоровью в повседневной жизни.
Так как уровень знаний детей нашей группы различен, то в зависимости от этого по-разному осуществляем индивидуально-дифференцированный подход в различных играх, педагогических ситуациях и беседах.
Причем, учитываем при этом:
1 Индивидуальные склонности, особенности, интересы детей.
2 Уровень освоения программы и физического развития. Например, познакомить Настю А. и Лизу А. с более подробным строением органов тела.
3 Особенности здоровья (группу здоровья – Диме З. снижаем нагрузку при подвижных играх, диагноз ЛФК – детям с Х – ногами меняем посадку, Саше Н. (сколиоз) заменяем прыжки на ходьбу).
Во время проведения подвижных игр также осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку: одних побуждаем к более энергичным движениям (Яне К., Егору С., Даше Л., других ограничиваем, снимая излишнее возбуждение (Люба Г., Дима Х.).
Таким образом, индивидуальная работа помогает повысить уровень знаний детей, углубить познавательные интересы, закрепить необходимые умение и навыки. В игре – поддерживать радостный настрой детей, регулировать двигательную активность.
На первом этапе мы в основном использовали:
беседы,
объяснения,
рассматривания,
наблюдения,
чтение литературы.
Система занятий и использование других форм работы на данном этапе способствовали усвоению полученных знаний (дети стали интересоваться строением организма человека : рассматривать иллюстрации («Бабушка, посмотри: это скелет, а это на нем мышцы» Алена Ф.) и задавать вопросы об органах : «А у нас мозг во всей голове?» (Кирилл М., что позволило перейти ко 2 этапу работы.
На втором этапе мы использовали разнообразные игры (игры и упражнения с наглядным материалом, словесные игры, подвижные и пальчиковые игры).
Во время проведения режимных моментов еще раз уточняли необходимость их соблюдения для собственного здоровья. Например, мытье рук после посещения туалета, соблюдение правильной позы, сидя за столом, важность дневного сна и ежедневных прогулок, при выполнении утренней гимнастики и гимнастики после сна – используются дыхательные упражнения, самомассаж рук и ног, упражнения, формирующие правильную осанку.
Педагогическое наблюдение и индивидуальные беседы с детьми показали, что дети начали использовать накопительные знания 1 и 2 этапа работы в повседневной жизни (различные игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, рисунки, рассказы и т. д.). Например: Саша М. после занятия «Как мы дышим» принес в группу воздушный шарик: - Я тренирую свои легкие! Олеся во время игры «дочки-матери» своей кукле-дочке : - Не плачь, потерпи. Я протру коленочку ваточкой и помажу йодом, болеть не будет.
Следовательно, идет активизация в речи детей новых понятий и суждений о своих поступках и поступках окружающих с точки зрения заботы о своем организме, а в дальнейшем и осознанному отношению к своему здоровью.
На третьем этапе мы активизировали практическую деятельность детей. Результаты наблюдений за детьми показали, что большое значение в формировании основ здорового образа жизни имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети закрепляют привычку сознательного отношения к своему здоровью.
По-прежнему любимыми остаются у детей нашей группы такие сюжетно-ролевые игры, как «Магазин», «Путешествие», «Детский сад», «Улица», «Больница», «Семья». Разнообразнее и содержательнее стали применяемые детьми материалы ( было отмечено использование материала игр для другой игры: магазин-семья; семья-больница и т. д.).
В двигательном режиме применяются физкультминутки, двигательные разминки, позволяющие закрепить ранее полученные знания и формировать основы здорового образа жизни.
Вызвать у детей больший интерес к формированию основ здорового образа жизни помогают художественные произведения. Благодаря им (сказкам, рассказам, стихотворениям, загадкам, пословицам и поговоркам, дети получают важную информацию на данную тему, лучше закрепляют умения и навыки, более успешно усваивают полезные для них привычки. Выразительность художественного слова заостряет впечатления и воображение, а значит, усиливает мыслительную деятельность детей.
Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность углубить познания детей о своем организме и научить заботиться о своем здоровье.
В конце года было проведено промежуточное педагогическое наблюдение на тему: «Формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью через развитие представлений об организме человека». Были получены следующие результаты: дети значительно расширили, углубили и свои знания об организме человека. Научились частично применять полученные умения и знания как на практике (находить место органов на силуэте человека, так и в игровой деятельности (например, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница»). Дети без напоминаний и правильно выполняют правила личной гигиены (умываются, моют руки перед едой и после посещение туалета т. д.). Стали более осознано и бережно относится к своему организму и здоровью в целом ( например: стараются соблюдать правильное положение тела, сидя за столом; пережевывать тщательно пищу, отказываться от сладостей).
Таким образом, результатами проделанной работы стали:
1)Расширились, углубились и систематизировались знания и представления детей об организме человека.
2)Возросла способность детей устанавливать причинно следственные связи между своими действиями и влиянием их на организм.
3)Дети без напоминаний и правильно выполняют правила личной гигиены.
4)Дети стали, более осознано и бережно, относится к своему организму и здоровью.
5)Возрос педагогический опыт и интерес родителей к оздоровлению своих детей.
На основании проделанной работы можно сделать следующий вывод, что развитие представлений у детей об организме человека способствует формированию сознательного отношения к здоровью самих детей и воспитанию основ здорового образа жизни.
Перспективы работы следующие:
•Продолжать работу по развитию представлений об организме человека.
•Продолжать работу по формированию основ здорового образа жизни.
•Составить перспективный план по данному вопросу для детей подготовительной группы;
•Наладить тесное сотрудничество со специалистами детского сада и родителями по развитию представлений об организме человека и формированию осознанного отношения к своему здоровью.