Мира Сербигешева
Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Высказывание о том, что здоровье - основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни. Мы, как воспитатели стараемся формировать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни в воспитательно-образовательной деятельности.
Публикация «Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Умение заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, а так же индивидуальное здоровье дошкольника зависит от многих факторов:
Культура здоровья родителей;
Культура здоровья детского сада;
Культура здоровья коллектива;
Культура здоровья воспитателя.
Валеологический подход к воспитательно-образовательному процессу;
Оздоровительная работа в свободное время.
Начиная работу по данной теме, нами была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников : задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, оздоровительно образовательная программа «Здравствуй!».
В качестве средств физического воспитания рассматриваем оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы, мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства.
Из опыта работы знаем, что существуют некоторые дошкольные факторы риска, которые влияют на здоровье ребенка.
Факторы риска:
• Стрессовая педагогическая тактика;
• Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
• Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья;
• Не соответствие методик и технологий обучения;
• Недостаточная грамотность родителей в вопросе сохранения здоровья детей;
• Провалы, существующие в системе физического воспитания;
• Неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
• Перегрузка;
• Гиподинамия.
Готовясь к занятию, мы стараемся придерживаться схемы, которую составили для себя:
Что делает занятие здоровьесберегающим?
• Физиологические потребности;
• Физиолого-гигиеническая составляющая;
• Состояние учебного помещения;
• Специальные профилактические приемы;
• Психологическая безопасность;
• Физическая безопасность;
• Упражнения;
• Общение;
• Диалог.
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей от угрожающих и постоянных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у них культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой. В своей работе используем парциальную программу «Здравствуй!», которая направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. В программу входят оздоровительные и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. Содержание включает в себя обширный сказочный материал, отражающий и формирующий внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Особую роль в программе играет музыка, которая впервые в отечественной и зарубежной педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всей программы, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Структурно материал программы представлен в виде модели цветка здоровья, любой лепесток которого - это одна из сфер жизнедеятельности ребенка. Каждый «лепесток», являясь отдельной темой, изучается в течение целого месяца. Таким образом, за учебный год дети осваивают все основные темы программы и закрепляют их в мае на празднике здоровья - Здравиаде. При освоении программы происходит формирование психического физического комплекса здоровья ребенка. Мы подобрали и систематизировали материалы о преподавании вопросов сохранения здоровья, здоровом образе жизни, как индивидуальной системы, ежедневного поведения ребенка, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде. Подобранный нами материал предназначен для формирования у дошкольника сознательного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих.
Цели: дать детям знания о человеческом организме; сформировать
потребность в здоровом образе жизни; развивать самосознание.
Задачи:
• учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм; формировать представления о строении своего тела;
• формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому;
• расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма;
• (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности к внешним воздействиям);
• прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния;
• активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.
Проект рассчитан на 3 года с 4 до 7 лет (средний, старший дошкольный возраст). На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений и навыков по 3 разделам: "тело", "организм", "здоровье".
Каждый раздел проекта предполагает решение определенных задач, чтобы помочь ребенку осознать значимость здорового образа жизни, воспитать потребность в сохранении своего здоровья.
Таким образом, охрана и укрепление здоровья детей - по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования еще и потому, что до сих пор не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции.
Список литературы:
1. Лазарев М. Л. Оздоровительно-развивающая программа “Здравствуй!” О46 для дошк. образоват. учреждений/ – М. : Мнемозина, 2004. – 39 с.