Березовская
Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже от рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Публикация «Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования. Но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, а экспериментирование.
В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В экспериментаторстве четко представлен момент саморазвития : преобразование объекта, получение новых знаний об объекте. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
В процессе экспериментирования младший дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если., почувствовать себя первооткрывателем, исследователем.
Процесс познания - творческий процесс, и наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Опыт показывает, элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего дошкольного возраста (2-3 года). Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; плещутся в воде, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, знакомятся с плавающими и тонущими предметами : ловят ветерок и пускают самолетики; пробуют делать пену и пускать мыльные пузырьки.
При выборе метода ознакомления детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром я остановилась на опытно- экспериментальной деятельности. Изучаемые предметы и явления дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и отношения. Знания о том или ином предмете, явлении ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.
Проработав на первой младшей группе некоторое время, проведя анализ нервно-психического развития, я определила ряд проблем :
1. Низкий уровень познавательных умений детей, как следствие неправильной организации познавательной деятельности.
2. Низкий уровень самостоятельности детей, неумение овладеть разнообразными способами действий.
Это происходит потому, что нет благоприятных условий для развития познавательной активности детей, обогащения их представлений об окружающих предметах и явлениях.
В программе «Детство», по которой я работаю, игры-экспериментирования планируются только с четырех лет. Но Л. С. Выготский неоднократно говорил о том, что своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Поэтому я решила начать экспериментальную деятельность с детьми 2-3 лет.
Проанализировав имеющуюся литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходима система работы по развитию у детей познавательной активности при ознакомлении их с окружающим. В ходе своей работы я предполагаю :
• Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
• Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
• Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира
• Учить малыша выражать словами свои впечатления.
При организации экспериментальной детской деятельности моей задачей стало - создание условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обеспечение самостоятельного проведения опыта детьми при повторном возвращении к нему (с небольшой помощью или подсказкой воспитателя, соблюдение техники безопасности.
В групповой комнате выделено место, где дети занимаются опытно- экспериментальной деятельностью. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети, безопасны.
Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мною были созданы уголки экспериментирования с водой и развития чувственного аппарата.
Разграничила пространство, отведя место для хранения природного и бросового материала; для приборов; для проведения опытов, для неструктурированных материалов (емкости для воды, песка, стол "песок- вода", уголок природы для выращивания растений.
При поддержке родителей приобрела приборы и оборудование:
- Микроскоп, лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, фонарик, одноразовые шприцы, миксер, щетки, терка, наждачная бумага и т. п.
- Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, си-
та, воронки, лопатки, формочки.
- Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы деревьев.,
бросовые (пробки, палочки, трубочки и т. д.).
- Неструктурированные материалы: песок, вода, пенопласт, опилки.
Материалы для организации экспериментирования:
- Бусинки, пуговицы.
- Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
- Разноцветные прищепки и резинки.
- Камешки разных размеров.
- Пробки.
- Перья.
- Полиэтиленовые пакеты.
- Семена бобов, фасоли, гороха, риса, гречки, косточки.
- Вата.
- Пластмассовые катушки.
- Киндер- сюрпризы.
- Песок.
- Бумага разных сортов.
В группе детей раннего возраста нет как таковой самостоятельной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем.
Я знакомлю детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.
С детьми играем с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдаем за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков и др., используя предметы детского экспериментирования и доступные для детей данного возраста. Например, зимой на прогулке дети набирают снег совочками и насыпают в ведерки с водой. Снег тает. За время прогулки вода замерзает, образуется лед. Дети заносят ведерки в группу и наблюдают за таянием льда.
Детям всегда интересно наблюдать. Пробуем делать элементарные выводы. Я сочетаю показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д., сравниваю сходные предметы по внешнему виду, использую опыт практической деятельности, игровой опыт.
Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно- экспериментальной деятельности ребенок раннего возраста учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно- следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Детям стало интересно не только наблюдать, но и исследовать. Ребенок может сам проводить несложные опыты.
Эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные. Детям необходимо наблюдать как прорастает растение, как появляются первые листочки. Мы сеем траву, замачиваем семена бобовых, наблюдаем, как они набухают, и появляется росток. Мы ставим веточку дерева в воду и ждем появления первых листочков.
Детям интересно экспериментировать с луком не только его "раздевать", отделять листочки друг от друга, но и самим его проращивать и пробовать плоды своих экспериментов.
Экспериментирование охватывает и пронизывает все сферы детской деятельности : умывание, прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность у детей раннего возраста является, наряду с игровой, ведущей деятельностью. Главное, чтобы интерес к исследованиям со временем не угас.
Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя или куклы. В местах экспериментирования "поселила" персонажи помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата. (Все экспериментирования, связанные с водой, сопровождает персонаж Капелька, с песком – Хрюша).
Познавательные занятия, с элементами экспериментирования с детьми раннего дошкольного возраста строю на стремлении вызвать удивление от открытий. Дети этого возраста, как правило, задают множество вопросов (Отчего? Почему? Зачем).
При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываю возрастные особенности детей поэтому :
1. Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
2. Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы, даже ввожу их в ранг традиционных.
3. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его
сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.
Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.
У детей отмечается сознательное отношение к окружающим предметам, к природе, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие окружающие предметы.
Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
Результатом моего опыта работы явилось :
– дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;
– у них развита познавательная активность, самостоятельность, инициативность;
– они осмысливают задания, точно выполняют их с небольшой помощью взрослого;
– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
– ухаживают за растениями ближайшего окружения.
Подводя итог своему опыту работы я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.