Ольга Кобышева
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7, г. Кизел Пермский край
Отчёт по кружковой работе
«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста».
Подготовила: воспитатель Кобышева О. А.
г. Кизел 2015-2016г.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В системе дошкольного образования формируется один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.
Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:
- недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования;
- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т. к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.
Таким образом, в практике сложилось противоречие между необходимостью развития деятельности детского экспериментирования и отсутствием технологии организации этого процесса, что подвело к выбору темы кружковой работы.
Педагогическая работа по организации опытно – экспериментальной деятельности осуществляется в младшей группе МБДОУ детский сад №7.
В группе создан уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание уголка входит:
• зона "песка и воды";
• разнообразные сосуды, мерные ложки и стаканчики, совочки,
• природный и бросовый материал.
• разные виды бумаги, ткани
• увеличительные стекла,
• магниты,
• пипетки,
• крупы, соль, сахар, свечи, совочки и т. д.
Не все материалы находятся там одновременно. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, наш уголок постоянно пополняется. Предоставляемые к распоряжению детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) толкаем их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.
Организуя опытно – экспериментальную деятельность, я составила перспективный план (см. Приложение) и подобрала конспекты по экспериментированию.
Наблюдая за детьми, определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составили перечень занятий по экспериментированию по следующим разделам:
• жидкость, свойства воды,
• воздух и его свойства,
• условия необходимые для жизни растений,
• твердое тело:
• песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса,
• свет: отражение света, источники света, цвет,
• магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.
Одними из требований к подбору занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.
Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются от имени сказочного героя – Капитошки. Он маленький, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». Интересно было наблюдать, как дети в младшей группе ставили перед собой Капитошку и рассказывали ему, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями.
Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
В этом возрасте в экспериментировании ставя цель опыта, помогаем детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляем необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"
Учила детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей систематически проводились консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию рекомендуем родителям создать дома уголки экспериментирования.
Для родителей создана картотека опытов.
После проведения консультаций родители, вместе с детьми стали проводить опыты дома.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делились своими впечатлениями.
Заключение.
В результате организации детского экспериментирования, пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней. Об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах. О свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.
Приложение
Октябрь Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности
1 неделя Экспериментирование с песком, глиной Почему песок хорошо сыплется?
Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
2 неделя Экспериментирование с песком, глиной Глина, её качества и свойства.
Цель: научить узнавать вещи
из глины, определять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (моется, бъётся, размокает).
3 неделя Экспериментирование с песком, глиной Глиняные игрушки.
Цель: Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину.
4 неделя Экспериментирование с песком, глиной Родственники стекла.
Цель: Развивать умения узнавать предметы из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства.
Ноябрь Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности
1 неделя Экспериментирование с песком, глиной Ветер
Цель: помочь выявить изменение песка при взаимодействии с ветром и водой.
2 неделя Экспериментирование с водой Свойства и признаки воды.
Цель: познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов,обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.
3 неделя Экспериментирование с водой Откуда берётся вода?
Цель: познакомитьдетей с процессом конденсации.
4 неделя Экспериментирование с водой Замерзание жидкостей
Цель: познакомить с разными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Декабрь Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности
1 неделя Экспериментирование с водой Разноцветные сосульки
Цель: помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой темпиратуре).
2 неделя Экспериментирование с воздухом Реактивный шарик.
Цель: помочь выявитьсвойства воздуха (упругость, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
3 неделя Экспериментирование с воздухом Упрямый воздух
Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы.
4 неделя Экспериментирование с воздухом Где теплее?
Цель: помочь выявить, что тёплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
Январь Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности
1 неделя Экспериментирование с воздухом Ветер в комнате.
Цель: выявить, как образуется ветер.
2 неделя Экспериментирование с воздухом Вертушка
Цель: учить отражать имеющие представления в преобразующей деятельности, работать с бумагой и ножницами.
3 неделя Наблюдение за жизнью растений На свету и в темноте.
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
4 неделя Наблюдение за жизнью растений В погоне за светом.
Цель: помочь, установить, как растение ищет свет.
Февраль Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности
1 неделя Наблюдение за жизнью растений В тепле и в холоде.
Цель: выделить благополучные условия для роста и развития растений.
2 неделя Наблюдение за жизнью растений Фабрика питания.
Цель: показать, что растение может само себя обеспечить питанием.
3 неделя Наблюдение за жизнью растений Как увидеть движение воды через корни?
Цель: доказать, что корень растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установитьвзаимосвязь строения и функции.
4 неделя Наблюдение за жизнью растений Что внутри?
Цель: помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями.
Март Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности
1 неделя Наблюдение за жизнью растений Может ли растение дышать?
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.
2 неделя Наблюдение за жизнью растений Где лучше расти?
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу.
3 неделя Наблюдение за жизнью растений Что есть в почве?
Цель: помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).
4 неделя Наблюдение за жизнью растений
Почему всё падает на землю?
Цель: помочь понять, что Земля обладает силой притяжения.
Апрель Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности
1 неделя Экспериментирование с предметами Ткань, её качества и свойства.
Цель: научить узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства (мнётся, режется, рвётся, намокает, горит).
2 неделя Экспериментирование с предметами Пластмасса, её качества и свойства.
Цель: научить узнавать вещи из пластмассы, определять её качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).
3 неделя Экспериментирование с предметами Резина, её качества и свойства.
Цель: учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (толщина, структура поверхности) и свойства (плотность, упругость, эластичность).
4 неделя Экспериментирование с предметами Игрушки из ниток.
Цель: развивать мелкую моторику мышц рук; учить реализовывать возможность преобразования предмета и получать результат.
Май Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности
1 неделя Экспериментирование с предметами Мы – фокусники.
Цель: выявить материалы, взаимодействующиес магнитами.
2 неделя Экспериментирование с предметами Караблик.
Цель: учить видеть возможности преобразования предмета, реализовывать их и получать результат.
3 неделя Экспериментирование с предметами Бумага, её качества и свойства.
Цель: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, выделять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит).
4 неделя Экспериментирование с предметами Защитим себя от солнца.
Цель: научить делать шапочку по типу оригами; реализовать представление о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности.