Светлана Геннадьевна Панкова
Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире России
▼ Скачать + Заказать документы
На аналитическом этапе также было проанализировано познавательное развитие детей по методике Н. Н. Кондратьевой.
Анализировались следующие показатели, представленные на экране : Название животного, растения
Проведенная нами наблюдения сформированности представлений о животном и расти-тельном мире показала некоторую озабоченность: Были выявлены проблемы в пони-мании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и ви-довых классификаций животного и растительного мира, в понимании места и роли, животных и растений в мире природы. В области ценностных отношений наблюдалось наличие у детей неправильного отношения к животными и растениям. Диаграмму видите на экране.
Публикация «Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире России» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
И результаты анкетирования родителей по вопросам экологического воспитания:
По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопрос экологического воспитания. Родители уделяют недостаточное внимание вопросам эколо-гического воспитания, но понимают значимость данного вопроса. У 60% родителей есть домашнее животное и растения и дети участвуют в ухаживании за ними.
На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель:
формирование представлений старших дошкольников о животных и растениях че-рез использование проектной деятельности.
Задачи:
• Формировать обобщенные представления об общих и существенных признаках животных и рас-тений на примере представителей России.
• Развивать представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе родовых и видо-вых классификаций природного мира.
• Формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• Поддерживать и стимулировать любознательность детей, желание активно участвовать в проектной деятельности: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;
• Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за-тем и самостоятельно;
• Приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов;
• Создать благоприятный, эмоционально насыщенный микроклимат в группе, умение сотрудни-чать, желание участвовать в массовых мероприятиях, стремление к согласованным действиям;
• Воспитывать у детей гуманное отношение к природе.
На проектировочном этапе была составлена примерная система формирования пред-ставлений детей о животным миром Нижегородской области с применением проектной деятельности и составлен перспективный план по развитию представлений о животных и растениях России.
Работа будет строиться по следующим этапам в соответствии с перспективным пла-ном.
Основные этапы метода проектов:
1. Выбор цели проекта и разработка проекта.
Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития. Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обра-тится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения це-ли.
2 .Выполнение проекта
Выполняется практическая часть проекта.
3 .Подведение итогов
Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Расскажем о работе над проектом «Животные Красной книги России». На первом этапе данного проекта был разработан проект, цели проекта, источники информации, включающие книги, диафильмы, презентации, газеты, журналы. Решили с детьми обра-титься за помощью к родителям, бабушкам, в другую группу. Подготовили материалы и оборудование: в экологическом уголке размещены: глобус, карта мира, карта России с отмеченными на ней заповедниками и животными, различные книги и энциклопедии, книжки-малышки о животных Красной книги, модели животных, дидактические игры, модели леса и Крайнего Севера. Предполагаемый результат проекта : расширение и углубление знаний и представлений детей об исчезающих видах животных, бережное отношение к природе.
На 2 этапе проекта нами был использован «Метод трех вопросов», который наглядно дал представление о знаниях детей о животных Красной книги, послужил для активации уже имеющихся и побуждением в получении новых знаний.
Знакомство с миром природы способствует расширению представлений о содружестве человека и природы, формирует экологически грамотное поведение в природе. Сколько открытий делает ребенок, познавая новое: на занятиях «Животные Крайнего Севера», «Животные леса» с экологом, «Правила друзей природы», через беседы, художественное слово, рассматривание иллюстраций.
Провели занятия на тему «Хищники», «Заповедники России», дети учились работать с картой. Просмотр видеофильмов: «Живые страницы» (о Красной книге, фильмов из се-рии «Заповедная России» (о возрождении и сохранении популяций животных, «Рыжик и его родня» способствовал воспитанию любознательности, пытливости, вызвал эмоцио-нальный отклик у детей, переживания, сочувствие.
Яркие красивые дидактические игры привлекают внимание детей. Они таят в себе возможности воспитательного воздействия на ребят. Мы использовали в работе познава-тельные дидактические игры, которые благоприятствовали реализации познавательных целей, развивали активность, самостоятельность, формировали представления о живот-ных («Животный мир Земли», «Животные леса», «Животные России», пазлы «Животный мир России» и другие).
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи детей, дает прекрасный обра-зец литературного языка. Слушая рассказы В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, Г. Скребицкого, дети раскрывали для себя все богатство русского языка. Разучивая стихи В. Степанова, Я. Акима, Г. Ладонщикова, развивали поэтический слух, интонационную выразительность речи. На занятиях и в играх дети учились составлять рассказы, загадки-описания, истории о животных.
В комплекс общеразвивающих упражнений были включены упражнения, имитирующие образы животных и птиц Красной книги, с сопровождением стихов: «Аист», «Беркут», «Лебеди», «Тигрята». Подвижные игры «Стой, олень!», «Совушка», «Ночная охота», «Журавль и лягушата» побуждали к активным действиям даже малоподвижных детей.
Просветительскую работу осуществляли через выставку познавательной литературы для родителей, консультации «Красная книга. Животные», «Игры экологического содер-жания». Вся работа по проекту строилась в тесном сотрудничестве с семьей. Каждая се-мья приняла участие в мини-проекте. Родители совместно с детьми изготовили книжки-самоделки, подобрали фотографии, информацию о животных Красной книги, стихи, за-гадки, кроссворды, была организована выставка творческих работ; посещение зоопарка «Лимпопо».
Главным продуктом проектной деятельности являлось создание Красной книги.
Изготовление макетов леса и Крайнего Севера, выставка совместных работ родителей и детей, авторские дидактические игры: «Угадайка», «Животные леса». Выставка детских рисунков, выставка книжек-малышек.
В завершении проекта была проведена викторина «По страницам Красной книги», ко-торая явилась итоговым мероприятием, и позволила сделать вывод о том, что фауна пла-неты Земля – это не случайное скопление всевозможных видов животных, а стройная функционирующая система. Выпадение любого, на первый взгляд, даже самого незначи-тельного звена, обязательно приводит к необратимым серьезным изменениям, и беда со-стоит в том, что вряд ли природа сможет вновь повторить то, что когда-то было создано. Очень важно сохранить и сберечь каждый вид животных, ведь любой их них уникален, неповторим и нужен человеку в природе.
Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.
• Сформированы обобщенные представления об общих и существенных признаках животных и растений (на 20% увеличилось кол-во детей высокого уровня развития экологических представлений).
• Развиты представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе родо-вых и видовых классификаций природного мира.
• Увеличился словарный запас детей, умение отражать представления в речевой форме.
• Сформировано сознательное поведение в местах обитания диких животных (лес, водоем) – (при отдыхе в природе не мусорят).
• Возрос интерес к познанию и любовь к природе. – дети активно участвовали в ак-циях
Перспективы работы следующие
Наладить взаимоотношение с школой по экологическому воспитанию детей
Продолжать работу по развитию экологического сознания детей.
Литература.
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников Методическое пособие», М. :Мозаика-Синтез,2008.
2. Н. А. Виноградова «Образовательные проекты в детском саду» М. 2008.
3. Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова «Метод проектов технология компетентностно-ориентировочного образования» Самара, 2006.
4. О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду», Волгоград Из-дательство «Учитель», 2013.
5. Н. А. Рыжова «Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки, праздники» М. : Линка-Пресс, 2002