Елена Пегова
Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о лепке из пластилина сказочных персонажей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о лепке из пластилина сказочных персонажей
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность и обоснование выбранной темы.
Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
Публикация «Развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о лепке из пластилина сказочных персонажей» размещена в разделах
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Лепка - один из любимых видов изобразительной деятельности детей, в которой из пластических материалов создаются объемные образы и целые композиции. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пластических образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, в который будет так хорошо играть и ставить маленькие спектакли.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
На занятиях лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей.
Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Сюжетную лепку из пластилина вводят в старших группах. Связано это с тем, что ребенку нужно много знать о предметах и уметь пользоваться приемами изображения. В предшествующих группах дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые знания и умения.
Дети этого возраста становятся более самостоятельны в творчестве. В сюжетной лепке им предоставляется возможность проявить инициативу, сообразительность. Они показывают свое умение пользоваться разными приемами и способами лепки, применяют технические и изобразительные средства в передачи характерных особенностей образа.
Особой любовью детей пользуются сказочные персонажи, о приключениях которых они слушают с упоением, восхищаются добротой положительных и удивляются хитрости и коварству отрицательных героев, сочувствуют, переживают, учатся жизни.
1.2. Цель и задачи Выпускной итоговой работы.
Цель:
Разработать и апробировать с детьми старшего дошкольного возраста содержание основной деятельности, направленное на развитие представлений о лепке из пластилина сказочных персонажей.
Задачи:
Изучить методическую и специальную литературу по данной теме
Разработать содержание основного мероприятия по сюжетной лепке из пластилина «Сказочная поляна» для детей старшей группы
Провести запланированную работу с детьми
Проанализировать возможности детей и результаты их деятельности
1.3. Возрастные и психолого-педагогические особенности детей и основной детской деятельности в старшей дошкольной группе по теме Выпускной итоговой работы.
Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возрасте становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым.
Окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и благодаря этому появилась возможность для более точных и сложных действий с пластилином. Развитие мелкой моторики повлияло на совершенствование техники изображения: старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска пластилина, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения. Оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки.
Движения детей во время лепки стали более точными, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев.
Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму, части предмета и запоминать их. Для этого возраста уже намного самостоятельнее в процессе работы над формой, способны подмечать наиболее яркие, красивые стороны предметов.
Возраст 5 – 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным воображением. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.
Развивается образное мышление, улучшается устойчивость памяти. У дошкольников появляется произвольное поведение, т. е. способность к длительным волевым усилиям. Возрастает регулирующая роль речи в выполнении действий.
В старшей группе усиливается внимание к умению передавать характерные особенности формы, а также к изображению динамики.
На основе сформированных зрительных образов дети старшей группы чаще, чем в средней, лепят предметы в динамике, но действие, как правило, заранее не задумывается, а следует после изображения предмета путем чисто механического изменения положения конечностей у фигурок человека или животных. Например, ребенок вылепил собаку и случайно сильно расставил ей лапы. Это напомнило ему бегущую собаку. Он еще сильнее расставляет лапы и на вопрос воспитателя, что делает его собака, отвечает: «Она бежит за хозяином».
2. Конспект основного мероприятия.
Интегрированное занятие. Коллективная лепка «Сказочная поляна».
Цель: закреплять умение передавать в лепке из пластилина выразительность образа сказочного персонажа
Задачи:
Обучающие:
Передавать характерную особенность сказочных животных;
Учить создавать коллективную сюжетную композицию;
Использовать знакомые способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный способ);
Передавать динамику (сидит, бежит, стоит);
Передавать пропорциональные соотношения частей и их расположение;
Побуждать использовать дополнительные материалы (бусинки, пуговицы, бисер, семечки).
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе;
Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом;
Воспитывать отзывчивость, дружелюбие;
Закреплять навыки аккуратной лепки.
Развивающие :
Развивать любознательность;
Развивать самостоятельность в решении образа.
Предметная среда :
Музыкальный центр;
Диск с записью мелодии «В гостях у сказки»;
Разрисованная полянка, выполненная из картона с декорациями леса, деревьев и домика;
Вылепленные из пластилина фигурки животных : лисы, петуха, кота;
Пластилин;
Доски для лепки;
Стеки;
Мелкие красивые пуговицы, бусинки, бисер, семечки для оформления мелких деталей;
Заготовки для подставок из картона;
Влажные салфетки.
Предшествующая работа
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам и викторина по сказкам ( Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»);
Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» ( Образовательные области: «Речевое развитие»);
Беседа на тему уточнения представлений о внешнем виде известных сказочных героев («Речевое развитие, «Социально-коммуникативное развитие»);
Рисование гуашью «Моя любимая сказка» («Художественно-эстетическое развитие»);
Совместное изготовление макета «Сказочная поляна» («Художественно-эстетическое развитие»);
Лепка сюжетная «Лиса крадется за добычей» («Художественно-эстетическое развитие»)
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»)
Ход основного мероприятия
Вводная часть.
Дети встают полукругом.
Воспитатель читает стихотворение:
Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее…
Воспитатель обращается с вопросом к детям, любят ли они сказки?
Дети отвечают, что любят.
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие на «ковре-самолете» на «Сказочную поляну». Дети садятся на ковер и «летят». Звучит мелодия «В гостях у сказки».
Дети и воспитатель подходят к специальному столу, на котором находится «Сказочная поляна». На разрисованной полянке из картона декорации леса, деревья, домик.
Воспитатель рассказывает, что жили-были в сказочном лесу разные животные. Они умели разговаривать, и с ними приключались разные волшебные истории.
Вот и сейчас на полянке что-то происходит: на полянке вылепленные лиса, петушок, кот. Лиса несет петушка, из-за деревьев виден кот.
Воспитатель говорит за петушка: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы». Предлагает вспомнить название этой сказки и какой момент сказки запечетлен.
Дети говорят название: «Кот, петух и лиса». Лиса обманула доверчивого петушка, и унесла его из дома. Кот спешит на помощь петушку.
Воспитатель предлагает вспомнить другие русские народные сказки с участием сказочных животных и существ, которых можно поселить на нашей «Сказочной поляне».
Дети называют сказки : «Заюшкина избушка», «Колобок», Лисичка-сестричка и серый волк», «Три медведя», «Теремок». Воспитатель спрашивает, почему эти сказки называются народными. Дети правильно отвечают, что их придумал народ.
Воспитатель говорит, что мы сегодня будем добрыми волшебниками, слепим сказочных животных и поселим их на полянке.
Дети садятся за столы, на которые дежурные заранее положили доски, пластилин, стеки, дополнительные материалы (бусинки, мелкие пуговицы, бисер, семечки).
Основная часть.
Воспитатель предлагает подумать и выбрать детям свою любимую сказку, вылепить героя из этой сказки.
Покажите в лепке, как выглядит сказочный герой : какая у него одежда (сарафан, кафтан, юбка с кофтой и фартуком, какой у него характер (добрый, злой, коварный, смелый, трусливый, в каком движении он находится (сидит, лежит, бежит).
Воспитатель вместе с детьми вспоминают способы лепки : лепить можно конструктивным (из отдельных частей, скульптурным, еще его называют пластическим (из целого куска, комбинированным (сочетание скульптурного и конструктивного) способами. Предлагает детям лепить любым на выбор.
Вспомните, как лепили зайчика по игрушке, лису, какие видели скульптуры, изображающие животных в разных положениях.
Воспитатель подсказывает, что при желании дети могут объединиться в пары или группы, чтобы создать коллективную композицию из нескольких героев одной сказки. Напоминает, что фигурки сказочных героев или скульптурные группы нужно разместить на подставках из пластилина или картона.
Воспитатель уточняет тему лепки : «Сказочная поляна». Обращает внимание на то, чтобы дети использовали усвоенные навыки и умения: оттягивали детали от общей формы (мордочка, плотно примазывали детали со всех сторон, если лепят по частям, сплющивали ушки.
Прежде чем начать лепить, разомните в руках кусочек пластилина.
Дети начинают лепить сказочное животное, затем подставку.
Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, некоторое время остается в стороне. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые указания.
Воспитатель сообщает, что вылепленных сказочных животных дети смогут использовать для игры. Каждый должен постараться и вылепить животных так, чтобы они украсили «Сказочную поляну».
Воспитатель при необходимости помогает. Если ребенок затрудняется в правильной передачи формы, пропорций, уточняет его представления, предлагает вспомнить форму туловища (цилиндр, толщину конечностей у животного, сможет ли он на них стоять, какой у него хвост, уши. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, подсказывает каким способом лучше лепить этого персонажа.
Напоминает, что стекой можно передать характерную особенность животного – сделать надрезы, прорисовать шерстку. Помогает тем, кому нужна помощь в работе стекой.
Воспитатель предлагает сделать глазки животных из пуговиц или бусинок. Дополнить вылепленный образ различными элементами из других материалов (бисер, семечки).
Воспитатель сообщает, что занятие подходит к концу.
Заключительная часть.
Дети после лепки вытирают влажными салфетками руки, стеки, доски, стол.
Вместе с воспитателем выставляют вылепленных сказочных персонажей на полянку, объединяя все работы по сказкам.
Воспитатель и дети встают около стола со сказочной поляной, рассматривают фигурки, отгадывают из какой сказки персонажи.
Каждый образ получился неповторимым. Дети с радостью рассказывают о своем изображении, что они хотели передать, какими способами лепили. Отмечали у кого получились удачные образы. Сравнивали свою работу с теми, что выполнили другие дети.
Воспитатель предлагает подумать над тем, что не получилось изобразить ребенку, и что нужно сделать, чтобы работа была выразительнее.
Внимание детей привлекла лиса из сказки «Заюшкина избушка». Полине удалось передать образ хитрой лисы, завладевшей домиком петушка.
После занятия дети с воодушевлением играли с вылепленными фигурками.
3. Выводы и рекомендации
Результатом основного мероприятия стала коллективная работа «Сказочная поляна». Дошкольники слепили любимых сказочных персонажей, передавая их характерные особенности.
Дети проявляли доброжелательное отношение к сверстникам, договаривались с партнерами о выборе героя. Интересно было наблюдать как они увлеченно лепят, фантазируют.
Дошкольники помогали друг другу, показывали, как сделать фигурку лучше, точнее. Успевали вспомнить эпизоды сказок, реплики героев. Согласовывали свои действия с действиями сверстников.
Не скованные в выборе сюжета, способа лепки, дети показали свои творческие возможности. Дети освоили основные способы лепки. Закрепили скульптурный способ лепки. Используют разные художественные материалы, техники и приемы работы с целью создания выразительного образа.
Ребята научились планировать и изображать задуманное, доводить начатое дело до конца, проявляя усердие и волевые качества.
Чтобы передать характерные особенности героев, умело пользовались стекой. Они придумывали детали одежды, стекой изображая складки лисы, на пеньке - надрезы, имитирующие кору дерева. Придавали поделкам устойчивость. Располагали на подставке так, чтобы фигурки были связаны сюжетом.
Дети аккуратно работали с пластилином, убирали за собой рабочие места.
Вместе с тем, не все дети стремились поработать над уточнением формы. Так, например, ушки сплющивали, но не заостряли. Углубления, которые оставались при оттягивании мелких деталей на поверхности отдельных частей, дети не исправляли. Не у всех получалось плотно примазывать детали.
Родителям предложить совместно с детьми посмотреть мультфильм по сказке В. Бианки «Оранжевое горлышко». Обсудить поступки героев. Предложить ребенку подумать какими эпитетами можно наделить героев сказки, какие поступки героев понравились и почему, за кого переживали, кем восхищались. Понаблюдать какой эмоциональный отклик вызвало у ребенка это произведение.
Предложить детям пофантазировать над окончанием новой сказки. Поговорить о том, почему те или иные персонажи наделяют определенными качествами.
Слепить всей семьей сюжет любимой сказки, поставить мини-спектакль, показать его друзьям.
Сложить пазлы по картинкам с изображением эпизодов русских народных сказок.
Сходить с ребенком в театр на детский спектакль.
Съездить в зоопарк, понаблюдать за животными.
4. Рефлексия собственной деятельности.
В начале основного мероприятия воспитатель показал небольшую сценку из русской народной сказки «Кот, петух и лиса». Этим постаралась заинтересовать и эмоционально настроить детей на предстоящую деятельность.
Зная, что одной из любимых тем во время лепки является изображение животных, воспитатель предложил лепить на выбор по мотивам русских народных сказок. Дети с удовольствием стали лепить полюбившихся сказочных персонажей.
В предшествующей работе уделялось большое внимание описанию образов наиболее известных сказочных героев, их повадкам. Это помогло накопить впечатления необходимые для создания выразительных образов.
Затруднения были связаны с тем, что не все дети успевали по времени. Не все ребята выбирали сначала эффективный способ лепки.
Воспитателю необходимо провести индивидуальную работу с детьми, у которых не все получалось в передачи выразительности образа героя.
Провести консультацию для родителей «Необычное раскрашивание пластилина».
Воспитателю необходимо изучить педагогическую и методическую литературу по проблемам дошкольного образования, изучить дополнительную литературу по продуктивной деятельности детей.
Участвовать в создании предметно-развивающей среды. Стимулировать познавательный интерес у детей, учить сравнивать, анализировать.
Привлекать детей к игре в пальчиковый театр.
Продолжать развивать интерес у детей к художественной литературе, к изобразительной деятельности.
5. Список источников информации
1. Грибовская А. А., Халезова-Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. – М. : Сфера, 2012. - 80 с.
2. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2010. – 416 с.
4. Лесовская С. А. Герои сказок из пластилина. – М. : Эксмо, 2013. – 64 с
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа : Учебно-методическое пособие. – М: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208 с.