Елена Толмачева
Развитие правильной речи старшего дошкольника в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые мамы и папы!
Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу. От того, как развита речь ребенка, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы. Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрел достаточный словарный запас, мог правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания.
Публикация «Развитие правильной речи старшего дошкольника в семье» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
К 5 - 6 годам почти полностью формируется произносительная сторона речи. Дети должны четко и правильно произносить все звуки. Если наблюдаются недостатки речи, постарайтесь обратиться к специалисту и устранить их до поступления в школу. Дефекты звукопроизношения, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, приводят к ошибкам на письме.
Речь взрослого должна быть четкой, спокойной, краткой, понятной.
Совершенствуя связную речь ребенка, введите в жизнь семьи традиции ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне. Дети очень любят рисовать, это очень хороший способ развития мелкой моторики, подготовки руки к письму и развития речи ребенка. Рассматривание с детьми их работ, важно побуждать их к рассказу о созданных ими воображаемых образах, предметах и явлениях окружающей действительности. Ребенку старшего дошкольного возраста следует давать задания на самостоятельное составление предложений из нескольких слов. Хорошее упражнение для развития связной речи - рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Предложить описать картинку по памяти. Спросить, где происходит действие, в какое время года, описать внешность героя, его одежду, настроение. Вместе с тем, учить ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов. Читая художественные произведения, обращайте внимание на языковые средства, используемые автором. Развивая связную речь ребенка, обучая его пересказыванию текстов, закрепляя в речи, трудно произносимые звуки - рекомендую использовать наглядно – методическое пособие Бардышевой Т. Ю. рассказы цепной структуры «Связанные одной цепью». Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно – графическая схема.
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения у предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. В рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее предложение.
Тексты со схемами помогают ребенку лучше и быстрее запомнить услышанный рассказ и пересказать его. Они с интересом рассматривает картинки к рассказу, называет, что на них нарисовано, закрепляя, таким образом, поставленный звук в словах. Затем слушает текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяет отдельные предложения, соединяя их в связный рассказ. Одновременно ребенок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать.