Рассказова Ольга Валентиновна
Формирование правильной связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной связной речи у детей старшего дошкольного возраста
В последнее время многие родители обеспокоены, тем как в дальнейшем будет учится их дети. Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе.
Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение!
Публикация «Формирование правильной связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо).
Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?
1. Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…
2. У ребё нка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…
3. Грамматический строй речи во многом уже сформирован : не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…
4. Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…
5. Ребёнок владеет связной речью : может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…
6. Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!
Главное, чтобы ребёнок сам проявлял желание к освоению письменной речи (как чтения, так и письма).
И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь… Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.
Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!
Очень многие из родителей считают, что подготовка ребенка к школьному обучению заканчивается на его умении читать и писать, но такое мнение совершенно неверно. А все потому, что такие процессы как письмо и чтение являются психофизиологическими и довольно сложны для восприятия маленьким дошкольником, и их нельзя считать основным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Обычно сначала ребенок осваивает чтение, а потом письмо, дошкольника нужно проверить на то, готов ли он к развитию письменной речи, которая для ребенка является очень сложным видом деятельности. Главным показателем к этому является степень развития устной речи у малыша. Эту степень можно определить с помощью многих пунктов, но все же можно выделить несколько главных - это хорошо развитый словарный запас, грамматический строй речи, фонематический слух, мелкая моторика, произношение всех звуков уже должно быть полностью сформированным, а речь связная и осмысленная.
Успел ли ребенок все детально освоить или же наоборот еще не умеет ни читать ни писать, все равно следует думать о его общем развитии и побольше гулять с ним, посещать театры, занятия танцами, плаваньем, пением, играть в развивающие игры и при всем этом побольше общаться, поощряя его интерес к познанию мира. Для освоения письменной речи, а также готовности к школе очень важными моментами являются также развитие мышления, памяти, внимание. И родителям всегда нужно помнить – ребенок должен сам проявлять желание и готовность к освоению материалов, а для этого его нужно заинтересовать.