Анастасия Морозова
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и точно.
По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития : обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи детей в семье“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Чтобы ребёнок в семье слышал связную речь логичную, грамматически правильную; родители должны быть ему образцом.
Детям 3 – х лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы). Эти первые связные высказывания состоят из 2-3 фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение.
В 4 года большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Детей обучают составлению небольших рассказов по картинкам, игрушкам. Но взрослые должны давать им образец.
В 5-6 лет у детей связная речь достигает высокого уровня. На вопросы они отвечают точно, развёрнуто. У них развивается умение оценивать высказывания и ответы других, дополнять или исправлять их. Однако дети всё ещё нуждаются в предшествующем образце взрослых.
Развитие речи в семье осуществляется и в процессе повседневной жизни.
С 4 до 6 лет дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного текста.
Обучение пересказыванию в 3 года начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»).
В 4 года ребёнка учат рассказывать короткие сказки и рассказы впервые прочитанные и выразительно передавать разговор действующих лиц.
В 5-6 лет ребёнка учат связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов взрослых; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.
В 3 года осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картинке, поскольку ребёнок ещё не может составить связного изложения, он ограничивается перечислением объектов, отдельных их свойств и действий. Первые картины этих детей изображают игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные.
В 4 года учат составлять описательные рассказы как по предметным, так и по сюжетным картинкам. Рассказывание проводится по вопросам и образцу взрослых.
В 5-6 лет детям для простого воспроизведения рассказа образец не даётся. Взрослые не принимают непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководят деятельностью детей. Детям дают серии сюжетных картин. Учить детей в этом возрасте замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.
Итак, обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития ребёнка, на его речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.