Елена Петрова
Развитие познавательных способностей в процессе игровой деятельности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении дошкольного детства, особенно в младшем дошкольном возрасте дошкольник развивает внимание, память, восприятие, мышление, речь. для создания представлений о целостной картине мира. Посредством разных анализаторов он создает полное представление об объекте (предмете, выстраивает своё взаимодействие, развивает интерес к познанию.
Темочки:
Обязательное условие любой деятельности это интерес ребёнка, к тому что он изучает. В процессе деятельности ребё нок ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий, тем самым развивает произвольное внимание.
Очень важно научить видеть образ и ситуации никогда не воспринимавшиеся, применять это в создании творчества, креативного образа (в более старшем дошкольном возрасте).
Все впечатления, узнавание похожего и того что ребёнок воспринимал ранее, переживал, делал накапливается в памяти и отражается через речь, продуктивную деятельность, поступки, привычки, эмоциональные переживания тем самым являясь основой нашего сознания. Память бывает долговременная (определённый запас слов, эмоциональных проявлений, сведений, образов, понятий, которые хранятся в памяти человека всю свою жизнь) и кратковременная (информация, которую мы храним в течении непродолжительного времени: сходить на площадку, планы на день, в какие игры поиграть в и т. д).
В процессе деятельности у ребенка развивается мышление позволяющее ему создавать обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и законов его построения. Совершая мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация ребёнок систематизирует информацию. В дошкольном возрасте существует
наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов) ;
наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений) ; словесно-логическое (познаётся с помощью понятий, слов, рассуждений)
У детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Словесно - логический вид мышления интенсивно начинает развиваться к 6-7 годам.
Речевое развитие является средством общения друг с другом.
В возрасте 3-4 лет выделяют следующие познавательные особенности : развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.
Уровень развития внимания и памяти в младшем дошкольном возрасте По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. В младшем возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Они способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Младшие дошкольники начинают использовать предметы заместители в игре, развивая воображение.
В среднем дошкольном возрасте у детей возрастает объём памяти. Они запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить роль. стихотворение и т. д. Развивается образное мышление, используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач: могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему. Что способствует развитию произвольности и оригинальности воображения.
к концу среднего возраст они способны назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, вычленяют в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Увеличивается устойчивость внимания. сосредоточенность деятельности в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В возрасте 5-6 лет продолжает развиваться образное мышление. Они способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т. д. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжает развиваться устойчивость, распределение. Есть переключаемость внимания. Так же наблюдается переход к произвольному вниманию.
В младшем возрасте ребёнку следует обязательно развивать познавательный компонент в деятельности в процессе прочтения художественной литературы, проигрывания ситуативных моментов, включать игры и игровые ситуации для развития памяти, внимания, восприятия. воображения, речи, мышления. Всё это на протяжении дошкольного детства будет являться существенным в подготовке ребёнка к школе.