Папки-передвижки

Развитие познавательных способностей у дошкольников

Ольга Тузилина
Развитие познавательных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Публикация «Развитие познавательных способностей у дошкольников» размещена в разделах

Каждый малыш, появляясь на свет, уже имеет врождённую познавательную направленность. Именно за её счёт у него получается адаптироваться в незнакомых для него условиях жизни.

По мере роста и развития крохи познавательная направленность перерождается в познавательную активность, и ребёнок внутренне готовится к ведению активной познавательной деятельности.

Эта готовность проявляется в ряде поисковых действий, большая часть которых связана с желанием получения новых эмоций и впечатлений. Чем старше становится дошкольник, тем более активной будет его познавательная деятельность, в рамках которой и будет происходить развитие познавательных способностей.

ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСОВ

Выделяют две линии развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

1. Постоянное и поэтапное обогащение детского опыта с пополнением его новой информацией и знаниями об окружающей среде, что вкупе стимулирует развитие познавательной активности. От того, насколько доступными будут для малыша все стороны окружающей действительности, зависит развитие его познавательных способностей и интересов.

2. Поэтапное расширение с углублением познавательных интересов в той или иной сфере деятельности.

Для дошкольников характерен разный уровень и направленность познания в зависимости от их возраста.

Начало дошкольного возраста. Главный объект познания — это предметы в пределах доступа детей и действия с ними. Для ребёнка на этом этапе жизни важно познавать мир по мере знакомства с предметами и исследования их функций. Стимулировать развитие познавательных способностей на этом этапе можно путём постоянной смены предметной сферы в окружении крохи.

Ранний дошкольный возраст. На этом этапе жизни дети уже имеют определённый жизненный опыт, часто основанный на не связанных между собой представлениях и знаниях. Именно в этот период малыш учится эстетическому восприятию окружающей среды, у него совершенствуется развитие основных познавательных способностей, среди которых восприятие и ощущения.

Середина дошкольного возраста. В этом возрасте развитие познавательных интересов ребёнка переходит на новый уровень, отчасти благодаря совершенствованию речевых навыков. Дети не только лучше доносят информацию – они её лучше понимают, усваивают и анализируют. Активно пополняется словарь малыша.

Завершение дошкольного возраста. На этом этапе жизни развитие познавательных интересов дошкольника связано с познанием мира взрослых. Малыши начинают проявлять такие качества, как заботливость, сочувствие, доброта; появляются способности классифицировать получаемую информацию, делать сложные логические заключения, сравнивать, анализировать, обобщать.

Информация об окружающей среде, накопленная к этому времени, станет основой для развития познавательной сферы в дальнейшем.

Условия развития процессов

Чтобы поддерживать интерес у детей дошкольного возраста на стабильно высоком уровне, необходимо подготовить соответствующую для этого базу, в которую должны входить:

• подходящие внешние условия для получения новых впечатлений и ведения разного рода деятельности;

• сбор практического опыта, позволяющего упростить производимую деятельность за счет понимания процесса.

Кроме того, поддерживать познавательный интерес у детей дошкольного возрастаможно, воспитывая в них положительное отношение к предмету или деятельности и мотивируя этим заниматься. Добиться этого можно следующими способами.

1. Создавая положительное отношение к деятельности на базе положительных эмоций к процессу, объекту, а также с помощью поощрения, одобрения, веры в силы малыша. Чем больше новая деятельность будет перекликаться с уже устоявшимися интересами, тем проще будет положительно настроить дошкольника по отношению к ней.

2. Создавая положительное отношение к деятельности того или иного рода за счёт формирования понимания её значимости, как в личном плане, так и в общественном. Рассказы взрослых о том, насколько важной является та или иная деятельность, с демонстрацией её результатов помогут ребёнку заинтересоваться ей по-настоящему.

Влияние познавательной деятельности на процесс развития познавательных способностей

Важно понимать, что на развитие познавательных способностей у малышей дошкольного возраста влияет постоянное желание контактировать с окружающей средой, получать новые впечатления, решать интересные задачи. Развитию малыша в этой сфере будет способствовать предоставление ему возможности активного изучения окружающего мира с воздействием на него.

От того, насколько малыш будет активен в творческом поиске, будет зависеть развитие его познавательных способностей, приобретение новых знаний.

Чтобы исследовательское обучение действительно стимулировало развитие познавательных интересов, необходимо:

• научить детей самостоятельной работе без использования памяток и подсказок;

• поощрять инициативу малышей;

• не пытаться делать за них работу, которая им под силу;

• не судить строго и поспешно;

• направлять процесс усвоения знаний у детей;

• помогать дошкольникам выявлять связи между явлениями, предметами и событиями;

• стимулировать у них желание решать проблемы без помощи взрослых;

• учить малышей управлять информацией, анализируя, классифицируя, синтезируя и обобщая данные.

Правильный подход к детям дошкольного возраста на предметных занятиях позволит ускорить развитие мышления, речи, кругозора и других познавательных способностей.

Нужно принимать во внимание, что дети могут работать как в небольших группах, так и индивидуально. В небольших группах у малышей появляется больше возможностей для развития во всех отношениях, в том числе за счёт решения возможных всплывающих трудностей сообща.

Показатели познавательной деятельности — это:

• особое внимание к тому или иному предмету;

• эмоциональное отношение к нему;

• направленные на изучение предмета действия, которые должны быть не просто разнообразными, а в первую очередь помогать понимать особенности предметов;

• стремление к предмету даже в его отсутствие.

Важно, чтобы действия детей дошкольного возраста в этом направлении всегда завершались успехом. Только в этом случае можно будет говорить о появлении окрашенных яркими эмоциями новых знаниях.

Познавательные способности, или Что должны уметь дошкольники

Малыши на каждом из этапов дошкольного возраста могут осваивать новые навыки. К окончанию дошкольного возраста судить о том, что развитие познавательных способностей протекает успешно, можно будет по следующим достижениям:

• умению видеть и понимать проблемы;

• умению задавать вопросы, позволяющие познавать мир;

• развитому логическому мышлению;

• способности работать с информацией;

• умению наблюдать, мыслить, слышать и осязать с описанием чувств и эмоций.

Чем больше малыши дошкольного возраста будут иметь возможностей для экспериментов, тем активнее у них будет протекать развитие познавательных способностей. Важно, чтобы дети научились строить собственные умозаключения на основании работы над упражнениями, делая выводы, проводя эксперименты, проверяя собственные теории на практике.

Пользуясь специальными методическими материалами, стимулирующими развитие дошкольника, нужно следить за тем, чтобы они отвечали уровню ребёнка на момент занятий. Завышенные требования к малышу могут стать причиной снижения интереса к деятельности.

Кроме того, нужно помнить, что игры и упражнения, направленные на развитие познавательных способностей малыша, обязательно должны быть построены на личном примере взрослых. Только подражая старшим, дети в дошкольном возрасте научатся чему-то новому.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Развитие познавательных способностей дошкольников» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ЦЕЛЬ: Развитие познавательной.

Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Росинка» «Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством ознакомления с природой Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие познавательных способностей в игре» Игровая деятельность имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Лэпбук, как средство развития познавательных способностей дошкольниковЛэпбук, как средство развития познавательных способностей дошкольников В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным.

Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность»Обобщение опыта работы «Развитие познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность» Я работаю в МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №3 г. Заволжска в группе общеразвивающей направленности. Наш сад является муниципальной.

Перспективный план работы по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей в конструктивной деятельности» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ [/b] Тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры Образование и развитие личности.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности "Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность в ДОУ" Воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей у дошкольников
Опубликовано: 12 июля 2018 в 15:42
+49Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тузилина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД