Елена Демидова
Консультация для родителей и педагогов «Развитие познавательных способностей в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности— учению.
Кроме того, хорошая игра—действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. Это по- видимому, попытка каким то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых.
3. Фрейд писал: Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка—это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции.
Л. Френк предположил, что игра для детей—это способ научится тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве, времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.
Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности. В наше время выбор развивающих игр и игрушек (пирамидки, вкладыши, разрезные картинки, конструкторы, настольные игры) довольно велик, но к сожалению не всегда нам доступен. Вашему вниманию предлагается ряд игровых упражнений для развития познавательных процессов, которые можно будет использовать и на занятиях и в свободное время. Эти игры и упражнения даны как небольшие примеры.
Задания можно изменять, делая их проще или сложнее, это будет зависеть от возраста и способностей детей, или от темы ваших занятий.
Игры и упражнения для развития мышления :
1. «Говори наоборот»
В игре можно использовать мяч.
Веселый— Красивый-
Худой— Трудолюбивый-
Трусливый— Твердый—
Быстро— Пустой-
Умный— Тяжелый-
Белый— Гладкий— и т. д.
2. «Придумай слово"
Если оно начинается с
по- ле- ку-
на- до- из-
зо- че- ве-
му- пры- и т. д.
3. Ответь, что бывает. кислым? красным? мягким? быстрым? и т. д.
Кто умеет прыгать? плавать? рычать? петь? и т. д.
Что делает рыба? самолет? волк? машина? и т. д.
4. Дай характеристику этим предметам. Опиши их.
Например: Яблоко-это фрукт, круглое, зеленое, кислое. Чашка-это посуда, фарфоровая, желтая маленькая»
Лимон, морковь, молоко, машина, огурец, погремушка, ваза, диван и т. д.
5. «Подбери подходящее слово и закончи выражения»
Огурец-это овощ, а яблоко-это.
На столе-скатерть, а на полу-
Учитель в школе, а врач
У птицы крылья, а у рыбы.
У человека руки, а у медведя. и т. д.
6. «Хитрые задачи»
-Мальчики бегали на скорость. Саша прибежал быстрее Алеши, Алеша прибежал быстрее Миши. Кто бегает быстрее всех? А кто медленнее?
-Утром в нашей семье обычно папа просыпается и встает после бабушки. Бабушка встает после кота Мурзика, а я встаю после папы. Кто встает в семье раньше всех? Кто позже?
-Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем окуня. Какая рыба поймана раньше всех? А какая позже? и т. д.
Игры и упражнения для развития внимания
1. «Да и Нет не говорить!»
-Ты девочка?
-В школу ходишь?
-Соль сладкая?
-Птицы летают?
-Тебе 10 лет?
-Снег белый?
-Гуси мяукают?
-Сейчас ночь?
-Мячик квадратный?
-Кошка это птица?
-Солнце светит сегодня?
2. «Бывает, не бывает»
-Кошка варит кашу;
-Папа ушел на работу;
-Человек вьет гнездо;
-Зайчик пошел в школу;
-Яблоко соленое;
-Бегемот залез на дерево;
-Волк бродит по лесу. и т. д.
Ребенок тоже может придумывать различные ситуации.
3. «Будь внимателен»
Постарайся правильно выполнить движения:
если услышишь название цветка—хлопни в ладоши;
если услышишь название птиц-взмахни руками;
если услышишь название дерева-положи руки на колени.
Дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик,
василек, голубь, тополь, гвоздика. И т. д.
Игры и упражнения для развития памяти
1. Для развития слуховой памяти, с младших групп используются:
-заучивание стихов, потешек;
-пересказ небольших рассказов после их прочтения;
-игра в «Слова» (взрослый называет ребенку слово, или несколько слов, и просит за ним повторить, постепенно увеличивая количество слов). И т. д.
2. «Добавь слово»
Цель: развить слуховую память.
Ход игры: Один ребенок, называет какой ни будь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет уже два слова и называет третье. Четвертому ребенку уже надо повторить три слова и добавить свое и т. д. Эту игру следует проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество запоминаемых слов—то есть будет увеличиваться объем памяти.
3. «Пары слов».
Цель: развитие ассоциативной памяти.
Запомни и повтори:
Тарелка-суп,
Почта - письмо,
Зима - снег,
Хлеб - мука,
Карандаш - бумага,
Машина - дорога,
Мультфильм - телевизор,
Фрукты - книга,
Сапог - нога,
Рыба - вода.
4. «Я фотоаппарат».
Цель: Развитие зрительного внимания.
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека.
«Посмотри внимательно вокруг и запомни где что находится, а теперь закрой глаза вспомни где, что находится.
- Что находится на столе?
- Во что ты одет?
- Что рядом с тобой стоит?
Литература:
1. Н. В. Клюева; Ю. В. Касаткина; «Учим детей общению» Характер, коммуникабельность; Популярное пособие для родителей и педагогов—Ярославль «Академия развития» 1997г.
2. J1.M. Костина «Игровая терапия с тревожными детьми»—С-П «Речь» 2003г.
3. «150 тестов, игр, упражнений для подготовке детей к школе» ACT Москва 2002 г.
4. Л. Ф. Тихомирова «Познавательные способности детей 5-7 лет» Ярославль 2001 г.