Татьяна Стародубцева
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края
В 2021 году я разработала проект нравственное развитие дошкольников в условиях взаимодействия детского сада, семьи и организации социума.
Публикация «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Решая задачи этого проекта, мы с детьми совершали много экскурсий, походов, изучали природу родного края. Но знания детей о природе оказались не сформированными. Это подтверждает тестирование которое было проведено по направлениям цветы, деревья, птицы. В результате возникла необходимость в разработке нового проекта по теме развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края, которая является продолжением уже начатой работы.
Дошкольный возраст является тем периодом, в котором закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к окружающему миру, природе, ребенок начинает выделять себя из окружающей среды. Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм, правил взаимодействия с природой, воспитания бережного отношения к ней. Известно, что основа взаимодействия с природой, бережное отношение к ней происходит при помощи взрослых (воспитателей, родителей, наглядного положительного примера в их поведении. Требования, предъявляемые ребенку в отношение природы, дома и в детском саду не должны расходиться. В противном случае это может отразиться на психическом здоровье ребенка, вызвать обиду, агрессию, повысить тревожность.
В процессе исследования проблемы, уровня экологических знаний детей проводились занятия, викторины, беседы для того чтобы выяснить знания детей о природ е родного края.
С целью выявления отношения родителей к экологическому образованию детей, реального осуществления его в семье, было проведено анкетирование. По результатам анкетирования все родители, чьи дети посещают подготовительную группу положительно относятся к осуществлению экологического воспитания в детском саду. В результате проведенного анкетирования, выявлено 92% семей имеют комнатные растения, домашних животных, у 77% детей есть книги, энциклопедии о природе, родители беседуют с детьми о бережном отношении к природе. Поэтому можно сказать, что в семьях созданы условия для формирования правильного отношения к природе, окружающему миру. Но экологическое воспитание не имеет системного характера. Таки образом выше приведенные данные позволили обозначить цель и задачи проекта направленного на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в проекте «дерево».
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде, стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.
Задачи проекта:
- создать благоприятную среду на территории ДОУ для формирования экологической культуры дошкольника;
- развивать познавательные умения детей через овладение исследовательскими методами познания природы;
- включать родителей в проектно-исследовательскую деятельность для создания совместных с детьми проектов («посади дерево», «семейное дерево», экскурсии на природу);
- развивать потребность у детей в постоянном саморазвитии экологической культуры;
- развивать первоначальные географические представления, знакомства с простейшими способами ориентирования на местности;
- воспитывать у детей внимание, разумное бережное отношение к окружающей природе родного края;
Для реализации проекта необходимы следующие этапы:
Аналитический этап. Этот этап предусматривает анализ, отношения родителей к экологическому воспитанию, их готовность к взаимопомощи, взаимопониманию по данной проблеме. Проанализировать знания, умения детей и их познавательную активность.
Организационный этап. На данном этапе формируется экологическая среда в группе, должны быть привлечены родители к предстающий творческой работе, разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологической культуры через проведение различных мероприятий, праздников, акций.
Практический этап. Направлен на формирование элементарных экологических знаний, представлений детей, через эксперименты, экскурсии, чтение книг, опыты, акции, разработка семейных проектов и их реализация.
Итоговый этап. Данный этап предусматривает обобщение опыта, результат практической деятельности, тактики последующий педагогических действий на следующий год.
Этапы проекта предусматриваю следующие формы работы:
- наблюдение и экологические экскурсии;
- создание презентаций, слайд-шоу;
-познавательное чтение;
- уроки доброты;
-конкурсы и викторины;
-продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
-экологическая лаборатория (опыты, эксперименты);
-выпуск экологической газеты;
- инсценировки и театрализация;
-экологические, подвижные, дидактические игры;
-эколого-познавательные праздники и развлечения.
Ожидаемыми результатами проекта являются:
-повышения знаний детей о родной природе через тестирование (деревья, цветы, животные)
-разработка и реализация экологического проекта (семейных, общих
, групповых)
-оформление зелёного уголка группы;
-сезонные наблюдение за природой и оформление дневника (времена года).
-экологический праздник (100% участие детей и их родителей в экологических акциях, праздниках и других мероприятиях);
- сформированность устойчивых, доброжелательных отношений между детьми, отношений к природе, к взрослым.