Ирина Шерина
Развитие познавательных способностей старших дошкольников посредством экологической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
Белово 2014
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 «Родничок» комбинированного вида»
Обсуждена на заседании Утверждена педагогическим
Методического объединения советом. Протокол № … .
Протокол №. от…. от ….
Руководитель МО Заведующий МБдОУ д/с 32
Воспитателей города …
Белово…
Развитие познавательных способностей
Публикация «Развитие познавательных способностей старших дошкольников посредством экологической игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
старших дошкольников посредством
Рабочая программа
Белово 2014
Автор-составитель Шерина Ирина Юрьевна, воспитатель
Рабочая программа направлена на формирование системы элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, развитию познавательных способностей.
Программа может быть использована воспитателями старших групп,
родителями и гувернерами.
Содержание
Пояснительная записка… 4
Учебно—тематический план…. б
Содержание программы… .8
Ключевые слова…. 12
Список литературы… 13
Пояснительная записка
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.
Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок
доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой, в большой
степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Игра погружает детей в любимую деятельность и создает благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.
Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
В настоящее время, экологической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, развитие познавательных способностей, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов вообще.
Следовательно, можно сказать, что экологическая игра представляет собой
многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и
самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Таким образом, цель программы - развитие познавательных способностей
старших дошкольников посредством развития в дидактических играх экологического характера.
4
Задачи:
1. Формировать систему элементарных понятий об окружающем мире,
взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития
экологического сознания и экологической культуры личности;
2. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;
3. Развивать познавательный интерес к миру природы;
4. Воспитывать эмоционально-ценностного отношения к природному
окружению.
При реализации программы запланированы дидактические и подвижные
экологические игры, игровые упражнения: 35 игр, по одной игре на каждой
недели.
данная программа направлена на обучение и воспитание детей старшего
дошкольного Возраста.
Реализуется как при проведении непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.
В ходе проводимой работы ожидаются результаты:
- развитие познавательных способностей; получение новых знаний, их обобщение и закрепление;
- обогащение чувственного опыта ребенка, определенное эмоциональное
отношение к природе;
- развитие речи детей : пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь;
- социально-нравственное развитие : в игре происходит познание взаимоотношений между объектами живой и неживой природы и человека.
5
Учебно-тематический план
Месяц
Тема
Всего часова
Сентябрь
1. Д/и «Опиши, я отгадаю»
2. И/у «Кто скорее соберет»
3. Д/и «Почтальон принес посылку»
4. И/у «Что где зреет?»
1
1
1
1
Октябрь
1. П/и «К. дереву беги»
2. Д/и «Опиши, мы отгадаем»
3. П/и «Поезд»
4. Д/и «Подскажи словечко»
1
1
1
1
Ноябрь
1. Д/и «Знаешь ли ты»
2. Д/и «Найди пару»
3. П/и «Ястреб и Утки»
4. Д/и «Что растет в родном краю»
1
1
1
1
Декабрь
1. Д/ и «Узнай по описанию»
2. Д/и «Вершки и корешки»
3. П/и «Цапля и лягушки»
4. Д/и «Подбери признаки»
1
1
1
1
6
Январь
1. Д/и «Земля, вода, воздух»
2. Д/и «детеныши»
3. Д/и «Угадай, кто как кричит»
1
1
1
Февраль
1. Д/и «Каждую птицу на свое место»
2. И/у «Птицелов»
3. П/и «Коршун и наседка»
4. Д/и «Живое-не живое»
1
1
1
1
Март
1. Д/и «Составь букет из цветов»
2. Д/и «Съедобное-не съедобное»
3. Д/и «Что напутал художник>
4. П/и «Пчелы»
1
1
1
1
Апрель
1. Д/и «Кто лишний»
2. Д/и «Хищники и травоядные»
3. П/и «Ловля рыб»
4. Д/и «Космос»
1
1
1
1
Май
1. Д/и «Узнай насекомое»
2. И/у «Найди, что опишу»
3. Д/и «Найди, что не верно»
4. П/и «Кто как передвигается»
1
1
1
1
Итоги 35
7
Содержание программы
Сентябрь
1. Д/и <Опиши, я отгадаю»
классификация овощей и фруктов
2. И/у «Кто скорее соберет»
группировка овощей и фруктов
3. Д/и «Почтальон принес посылку»
описание овощей и фруктов, составление загадок
4. И/у «Что где зреет?»
название и нахождение деревьев, плодов и листьев
Октябрь
1. П/и «К дереву беги»
название деревьев и нахождение их в природе
2. Д/и «Опиши, мы отгадаем»
классификация растений по признакам
3. П/и «Поезд»
название растений, движение в разных направлениях
4. Д/и «Подскажи слов словечко»
досказать слово после загадки
Ноябрь
1. д/и «Знаешь ли ты»
название и внешний вид животных
8
2. Д/и «Найди пару»
место обитание и домик животных
З. П/и «Ястреб и утки»
водные птицы, двигательная активность
Д/и «Что растет в родном краю»
название и внешний вид растений родного края
декабрь
1. Д/и «Узнай по описанию»
описание деревьев и листьев
2. Д/и «Вершки и кореши»
нахождение плодов
З. П/и «Цапля и ляптшки»
подражание водным животным
4. Д/и «Подбери признаки»
признаки времен года
Январь
1. Д/и «Земля, вода, воздух» место обитание животных
2. Д/и <детеныши»
название и внешний вид детенышей животных
З. Д/и «Угадай, кто как кричит» звукоподражание животных и птиц
9
Февраль
1. Д/и «Каждую птицу на свое место»
внешний вид и место обитание птиц
2. И/у «Птицелов»
название, место обитацие, звукоподражание птиц
3. П/и «Коршун и наседка»
манера поведения птиц
4. Д/и «Живое - не живое» классификация объектов природы
Март
1. Д/и «Составь букет из цветов»
название и внешний вид цветов
2. Д/и «Съедобное-не съедобное»
различение съедобных и не съедобных грибов
3. Д/и «Что напутал художник»
признаки времен года, климатических поясов
П/и «Пчелы»
повадки, манера поведения пчел
Апрель
1. Д/и «Кто лишний»
различение и классификация объектов природы
2. Д/и «Хищники и травоядные»
классификация и различение травоядных хищников
10
З. П/и «Ловля рыб»
название и внешний вид речных и морских рыб
4. Д/и «Космос»
название и различение космических объектов, расположение космических планет
Май
1. Д/и «Узнай насекомое»
название, различение, место обитания насекомых
2. И/у «Найди, что опишу»
нахождение по описанию объектов природы
З. Д/и «Найди, что не верно»
признаки времен года
4. П/и «Кто как передвигается»
подражание манеры передвижения живых объектов природы
11
Ключевые слова
Время года
Место обитание
Объект
Окружающий мир
Природа
Травоядные
Хищники
Экология
12
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологическое воспитание детей 5 - 6 лет: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. - 190с.
2. Воронкевич О. А. добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 - 496с.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к
школе группе детского сада. для работы с детьми 6 -7 лет. — М. : МОЗАЙГКА
— СИНВТЕЗ, 2010.— 168с.
4. Новицкая В. А., Римашевская Л. С., Хромцова Т. Г. Правила поведения в природе для дошкольников : Методическое пособие. — М. : Педагогическая литература, 2011. — 128с.
5. Шорыгина С. Н. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. — М. : Изд-во ГНОМ и д, 2010. — 96с.
6. Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие / Под ред. Л. Н. Прохоровой, М. : АРКТИ, 2003 — 72с.
13